Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений развития личности ребёнка, является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка.Игры с кинетическим песком решают коррекционные и развивающие задачи, и также используются для нормализации актуального эмоционального состояния у детей. Кроме этого, игры с песком являются одной из форм естественной активности ребёнка.
Пример из практики
В Алчевскую духовную лечебницу обратились родители девочки 7 лет с жалобами на неусидчивость и не внимательность ребенка, частое переключение с одного занятия на другое, трудности с усвоением нового материала, импульсивность, невнятную речь.
Психологическая диагностика показала следующие проблемы у ребёнка: трудности концентрации внимания и его удержания, малая избирательность, отвлекаемость с неусидчивостью, частое переключение внимания; нарушение самоконтроля и саморегуляции, провоцирующий характер поведения, повышенная утомляемость, высокая тревожность, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Были отмечены отдельные черты общей эмоциональной и волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.
По итогам диагностики была составлена коррекционная программа.
Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля, произвольности поведения. Этот навык очень важный для формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка, его социализации и коммуникации.
Формирование самоконтроля, произвольности поведения у ребёнка, невозможно без снятия тревожности, беспокойства.
С целью улучшения эффективности коррекционного воздействия, в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, для снятия эмоционального напряжения, установления доверительных отношений с ребёнком, а также развития мелкой моторики рук, — психологическая помощь началась с арттерапии, были разработаны занятия с кинетическим песком.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, который утверждал, что процесс «игры в песок высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Очень важный момент в организации игр с кинетическим песком заключается в том, что нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, на смену старому всегда приходит новое. Повторяя эти действия, ребенок достигает состояния равновесия, у него уходит страх и снижается тревожность.
Приводим некоторые из игр, использованные на занятиях с данным ребёнком.
Игра «Рисуем палочкой»
Данная игра особенно подходит для неспокойных, эмоциональных детей.
Цель игры: развитие усидчивости, внимания, фантазии.
Ребенку предлагается порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.
Игра «Здравствуй, песок!»
Цель игры: снижение психофизического напряжения.
Ребёнка просим по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
- дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — …»
Можно предложить ребёнку описать и сравнить ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Игра «Подземные жители» («Кроты»)
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно знакомим ребенка с животными, обитающими под землей.
Ход игры:
— Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого раскапываем руки друг друга (можно использовать палочки, кисточки).
2-й вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Игра «Песочные прятки»
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Первый вариант. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, можно показать ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант. Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно.
Предварительно желательно побеседовать с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Инструкция: В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Игра «Угадай на ощупь»
Цель игры: Развитие мышления, моторики.
Ход игры: Ребенок отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
В результате занятий, было отмечено, что у девочки улучшилась концентрация внимания. Она стала лучше управлять своими эмоциями и действиями (улучшился самоконтроль, произвольность поведения, в ходе выполнения заданий), снизился уровень тревожности. Эмоции стали позитивными, более устойчивыми в общении со взрослыми и детьми.
Родители девочки также сделали вывод, что игра с кинетическим песком позитивно влияет на эмоциональное состояние ребенка и является прекрасным средством для его развития и саморазвития. Добавим то, что песочная терапия помогает улучшить результаты комплексной помощи особым детям и детям группы риска, а также используется как подготовительный этап для работы с другими корекционно-развивающими методиками в практике психолога и логопеда.
Инна Сидорова, психолог АДЛ