Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

О христианской жизни

Цитатник, составленный по проповедям праведного старца схиархимандрита Кирилла (Михличенко).

Если мы с вами желаем быть хорошей плодоносной почвой, землей, мы должны с вами со вниманием слушать слово Божие в Святой Церкви. Не только слушать, мы должны сохранять это слово в нашем сердце и быть готовыми всегда выполнять слышанное нами сеяние, чтобы оно принесло обильный урожай. А этот урожай, он положится в Небесную житницу! И в Небесной житнице этот урожай будет пребывать – всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь».

***

В житии святых рассказывается, как один христианин по промыслу Божьему был очень много искушаем на грех. Не выдержав это, христианин сказал: «Господи, да неужели мне каждый день падать в грех и вставать из греха»? Ему было возвещено: «имей терпение». Этот угодник Божий впоследствии был причислен к лику святых».

***

Там, где проявляется Воля Божия, братья и сестры, там не только естественно быть в недоумении, ибо сказано: «Божия никто же весть»! – но там, конечно, бывает и страх. Если нас Страх Божий сейчас не объемлет, значит, нас покрывает милость Божия: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

***

Может так случиться, братья и сестры, что и мы с вами будем отлучены от родственников наших, от друзей наших. Может быть, что наши друзья, родственники, они и наследуют Царствие Небесное, а мы с вами наследуем муку вечную. Страшная участь, братья и сестры!

***

Часто мы с вами спорим в том, как нам спастись. Потому что у нас с вами нет общего подвига, мы с вами разрозненные. Как? Вот как! Есть монашествующие, спасающиеся за оградой Церкви, а есть среди вас тайные монахи, подвиг различный. Но ведь, братья и сестры, у нас есть общее: все мы должны с вами обуздывать наш язык, мы должны узду на него набрасывать. Зачем? Затем, чтобы не говорить слов пустых, бессердечных, жестоких слов.

Каждый из нас должен наблюдать за своими очами для того, чтобы мы с вами даже не обращали внимания на греховные вещи. Каждый из нас должен ежедневно входить в самого себя. Мы должны давать отчет сами себе: что я сегодня должен был сделать и что я сделал? Еще нам нужно большое терпение, ведь никто, никогда сразу святым не делается, святыми делаются постепенно. Нельзя сразу совершать чудные дела, нужно сначала научиться исполнять простые дела. Нужно свою волю подчинять воле Божией.

***

По прошествии субботы, в первый день недели, в предрассветной темноте, жены-мироносицы с ароматами поспешили ко гробу своего Божественного учителя. Этот подвиг, от которого не удержал их ни ночной страх, ни злоба иудеев, этот подвиг был награжден радостью. Святые жены-мироносицы первыми увидели Воскресшего Господа Иисуса Христа. Они первыми услышали слово Спасителя: «Радуйтесь»! Они первыми радостную весть возвестили святым апостолам. Этих женщин, принесших святое миро ко гробу Господню, Святая Церковь причислила к святым, усвоила им название Мироносиц, и сегодня Святая Церковь возносит им особенную молитву для дарования нам благодатной помощи в нашей христианской жизни. А священное писание открывает нам с вами, какую глубину веры и преданности имели эти святые женщины, которые следовали за Господом Иисусом Христом и что они, как говорит Святое Евангелие, служили Иисусу Христу от имений своих.

Одинаково влекла любовь святых жен-мироносиц ко Господу Иисусу Христу. И тогда, когда Он проповедовал святое Евангелие, когда Его унижали, когда Иисус Христос страдал на кресте и даже тогда, когда бездыханное Тело Иисуса Христа лежало во гробе. А Святое Евангелие и сохранило нам с вами имена этих жен-мироносиц. Среди них были: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Мария Иосиева, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария –сестры Лазаря, Сусанна и другие.

Святые жены-мироносицы, проявившие свою любовь ко Господу Иисусу Христу достойным погребением Тела Иисусова, тем самым положили начало служения женщины в Церкви. Служение женщины в Церкви заключалось в добром воспитании христианских детей, оно заключалось в попечении о сиротах и больных. Известные своей благочестивой Христианской жизнью, женщины-диаконисы помогали священникам при совершении Таинства Крещения. Первые христианские общины имели в своей среде женщин, которые своими благочестивыми делами способствовали христианской проповеди. Известные своим благочестием, женщины-христианки восхищали даже язычников! Женщины были в первых рядах мучениц за веру Христову.

Некоторые женщины способствовали проповеди Святого Евангелия, а некоторые женщины сами проповедовали Святое Евангелие. Нам с вами известны такие провозвестницы проповеди Евангелия, из них были святая равноапостольная Елена – мать императора Константина, нам известна святая равноапостольная Нина – просветительница Грузии, нам известна святая равноапостольная Ольга – просветительница наших предков, славян. Их труд, этих женщин, и послужил как бы продолжением подвига святых жен-мироносиц. А сколько женщин неизвестных по имени, но известных по любви и преданности к заповедям Божиим, несли и сейчас несут христианский подвиг.

И сейчас многие женщины своими добрыми делами способствуют построению Царствия Божия в своем сердце. Святой апо- стол Петр, говоря о достоинстве, о высоте женщины-христианки, говорит: «Да будет украшением вашим не внешнее …, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом».

Искренняя сердечная привязанность жен-мироносиц к Господу Иисусу Христу, самоотверженная проповедь жен-мироносиц, вот черты, которыми для нас сегодня сияют святые жены-мироносицы. Пример святых жен-мироносиц да укрепит и наши силы на пути ко Спасению во Христе Иисусе Господе нашем. Пример святых жен-мироносиц напоминает и нам с вами нашу любовь к Господу Иисусу Христу, нашу любовь друг ко другу. На примере святых жен-мироносиц научимся и мы с вами согревать в наших сердцах любовь и преданность к Воскресшему Господу нашему Иисусу Христу, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

***

Как бы мы с вами, братья и сестры, не были братьями, все-таки зачастую мы с вами бываем братьями Иосифовыми, то есть неверными! Конечно, могут и в наше время найтись люди, которые по достоинству оценят скорбь другого человека, а после этого мы с вами или не сможем, или просто не захотим оказать более действенной помощи…

***

Для нас необходима такая воля, чтобы мы с вами незазорно могли повторить слова, которые повторил три с половиной тысячи лет назад пророк Самуил: «Говори, Господи, раб Твой слушает»! Вот такова воля должна проявляться и у нас с вами. У нас еще должна быть такая воля, чтобы мы в Церкви, здесь, слушая Евангельское чтение, слово Божие, слушали только для того, чтобы от этого поучаться, назидаться, улучшаться! Мы от этого должны и спасаться! И еще нам необходима святость жизни.

***

И вот в сегодняшнем Евангельском чтении, которое было предложено нашему вниманию, также изложена притча Господа нашего Иисуса Христа. Причем эта притча изложена в Евангелии первой. Она рассказывает о сеятеле и изъясняет одну из тайн духовной истины, и показывает нам с вами то, почему бывают различные плоды от сеяния Христова. Итак, вспомним содержание притчи. Сеятель вышел сеять семена в поле. Одно семя упало при пути, то есть на дорогу упало. Еще одно семя упало на каменистую почву. И еще семя упало в терние. И в конце, семя упало на добрую землю. Вот давайте с вами вначале и поясним для себя сущность этой Евангельской притчи.

Семя, которое сеял человек, – это есть слово Божие, а почва, на которую падало семя, – это есть человеческая душа или человеческое сердце. Семя, то есть слово Божие, оно всегда одинаково, оно только всегда хорошее, а вот почва, на которую падает семя – наша душа, наше сердце – не всегда одинаковы и не всегда хороши. Вспомним: первое семя упало на дорогу, то есть на открытую почву. Когда семя падает на открытую почву, всегда прилетают птицы, похищают, поклевывают семя и улетают. Можно проверить у нас в монастыре: когда изобильно голубей кормят, они прямо стаей летают и сразу все поклевывают. Так и враг похищает из человеческого сердца слово Божие. У кого же это похищается семя? У людей беззаботных, легкомысленных, рассеянных. Человек принимает семя, он даже и не знает, что это такое, зачем оно нужно, это семя. Он думает, что это нужно для земли. Да нет ведь! Слово Божие, семя, оно, прежде всего, нужно для нашей души, для спасения! Поэтому такое семя не приносит никакого плода.

Есть еще человеческие сердца, которые подобны каменистой почве. Когда семя упадет на каменистую почву, оно не может пустить корня. Это семя не принимается теми душами, которые в начале с радостью принимают семя, а когда придет искушение на грех, эти люди отпадают от слова Божия, они становятся неверными слову Божию и тоже никакого плода не приносят. В Евангелии пишется: семя упало на тернистую почву. Тернистая почва всегда заглушает семя. Так слово Божие заглушается у тех людей, которые привержены распутству, сластолюбию, корыстолюбию, тщеславию. У таких людей семя не приносит плода, оно заглушается тернием и, простите меня, – бурьяном. И в конце, семя падает на добрую землю, добрую почву, поэтому такое семя приносит изобильный плод.

А теперь зададим вопрос: а что же нам с вами, братья, нужно сделать, чтобы наше сердце, наша душа были бы доброй, плодотворной почвой, чтобы мы с вами приносили обильный урожай?! Ведь для этого, прежде всего, нужна наша христианская воля. Нам необходима такая воля, чтобы мы с вами были готовы делать все то, что от нас требует Бог. То есть, мы должны переносить все с терпением, сносить все то, что нам посылает Бог. То есть, мы должны творить волю не свою, а волю Божию.

***

Однажды, Господь наш Иисус Христос входил в город Иерихон, и, как всегда, много народа следовало за Иисусом Христом. И один начальник мытарей, то есть начальник сборщиков налогов в пользу римского государства, по имени Закхей, очень много слыхал об Иисусе Христе, как о великом чудотворце и очень желал увидеть Иисуса Христа. Но будучи очень маленького роста, он понимал, что людская толпа помешает ему увидеть Иисуса Христа. Зная это, он забегает вперед людской толпы и взлезает на дерево, которое росло по дороге, где должен был проходить Иисус Христос. Как только Иисус Христос приблизился к дереву, взглянул на него, увидев Закхея, сказал ему: «Закхей, слезь, ибо Мне надлежит быть у тебя в доме».

А как же, братья и сестры, ко всему этому отнесся народ, который сопровождал Иисуса Христа. Разделили ли они радость вместе с Закхеем? Оказывается, нет, возмущение было всеобщее: как Он зашел в дом грешного человека? И таким образом, люди осудили не только Закхея, но и Господа нашего Иисуса Христа. А мы с вами, братья и сестры, в этом имеем для себя урок, который запрещает нам с вами осуждать других людей, ибо в этом мы берем на себя ответственность и ставим себя на место Небесного Судии – Бога.

Ведь осуждение толпой Закхея показывает, как неправильно наше суждение иногда бывает о людях, ведь никто из людей роптавших не знал, что Закхей еще на пути к своему дому, уже духовно переродился. Стоило лишь только Иисусу Христу переступить порог дома Закхеева, как Закхей сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Таким образом, человек покаялся. Ангелы Небесные возрадовались на небе о покаявшейся душе, а на земле люди продолжают осуждать человека и называют его мужем греха.

А теперь давайте послушаем, что об этом говорит святой апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно». Мы же с вами, не зная, что делается внутри человека, осуждаем человека и этим самым осуждаем сами себя.

Святитель Афанасий Великий, увещая нас с вами, чтобы мы не осуждали людей согрешающих, говорит: «Мы не должны осуждать человека согрешающего, ибо тот же человек, когда отойдет от нас, всего лишь на десять шагов, мы уже не знаем, что он сделал для Бога и что Бог сделал с ним».

Святитель Афанасий Великий приводит следующий пример. Иуда в четверг на рассвете был вместе с Иисусом Христом и со всеми другими апостолами, а разбойник в это время находился с человекоубийцами. Настала пятница, Иуда пошел во тьму кромешную, а разбойник переселился в Рай. Поэтому мы не имеем права осуждать людей до того времени, покуда их не осудит Господь.

А Священное Писание говорит: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну Своему», – то есть Господу нашему Иисусу Христу. И напрасно, братья и сестры, мы с вами будем думать, что прошли те времена, когда Господь Иисус Христос ходил по городам, по селениям, проповедовал людям, исцелял недуги духовные и телесные. Нет, Господь и сейчас с нами, потому что Он нам с вами оставил Свое вечное Святое Евангелие. И слова Евангельские, они для нас с вами звучат и сейчас, когда мы с вами читаем Евангелие в доме или слышим здесь в святом храме.

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча», – говорит апостол Павел: «Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». И как Господь Иисус Христос просветил Закхея, так Господь просвещает всех нас и призывает нас к новой жизни. Бог, братья и сестры, различными путями призывает человека к Себе. И человек, и все люди также различными путями приходят к Господу Иисусу Христу. Некоторые из нас пришли в Церковь, потому что были научены религии нашими родителями. Другие приходят в Церковь после долгих колебаний и размышлений. Третьих Бог призывает так, как призвал апостолов от рыбацких сетей. А некоторые приходят к Богу внезапно, так, как пришел Закхей. И эти люди не только обращаются к Богу, но даже становятся и Его последователями.

Нам известно из Предания, что в последствии Закхей был у апостола Петра. Им же, апостолом Петром, Закхей был поставлен в епископа первой христианской Церкви в Кесарии Палестинской. А поэтому, братья и сестры, обращение Закхея к Господу Иисусу Христу да побудит и нас с вами также ко встрече с Господом Иисусом Христом в сердцах наших. Нам только стоит призвать Иисуса Христа и Его благодать посетит нас с вами, потому что Господь Иисус Христос сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон». И как бы человек не погряз в своих грехах, как бы мы с вами далеко не ушли от людей, от Бога, – пути возвращения к Церкви всегда открыты для нас. На всех этих путях мы с вами встретим милосердие Божие.

А поэтому еще один раз уясним сущность Евангельского учения: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы». А поэтому, братья и сестры, не осудим друг друга, но вознесем молитвы друг о друге, чтоб в Господе Иисусе Христе нам быть исцеленными. Ибо Ему Господу Иисусу Христу подобает всякая слава, честь и поклонение всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!»

***

…У нас должна быть такая воля христианская, которая может непостыдно сказать слова, которые сказал 3500 лет назад пророк Самуил: «Говори, Господи, раб твой слушает». У нас с вами, братья и сестры, христианская воля должна быть таковой, чтобы мы в Храме Божием слышали Слово Божие, чтобы мы поучались от этого Слова, назидались, улучшались и спасались.

***

Все мы живем каждый своей жизнью. Но все-таки есть у нас одно общее: мы с вами должны налагать узду на наш язык, чтобы мы с вами не говорили слов пустых, скверных, жестоких, бессердечных. Каждый из нас может и должен наблюдать за своими глазами, чтобы мы никогда с вами не захватывались на грешные вещи. Каждый из нас обязан следить за собой. Мы должны себя ставить перед фактом наших поступков, должны молиться Богу и давать отчет о наших действиях. Каждый из нас может и обязан проверять каждый день самого себя. По словам Оптинских отцов, мы должны спрашивать себя, что мы сегодня должны были сделать и что мы с вами сделали.

Нельзя, братья и сестры, стать святым сразу. Люди святыми становились мало-помалу. Нужно вначале нам с вами научиться делать малые, незначительные дела, нельзя сразу совершать подвиги. Да этого от нас Евангелие и не требует. Мы должны свою волю отдавать в Волю Божию, мы должны с вами иметь терпение. Если христианин посеет семя, он ждет, когда семя пустит корень, вырастит стебель, на стебле появится плод, он нальется, выстрелит, да самое главное – надо еще урожай-то собрать без потери.

***

Богом любезные отцы, братья, матери, сестры! В лице избранных Апостолов, Господь и нам с вами являет на Фаворе Свой Божественный Образ и Свет. И от нас с вами, как от своих учеников и последователей, Иисус Христос требует такого же преображения на земле. Чтобы мы также были сынами благодатного Царствия Божия, чтобы мы с вами были носителями Божественного Света здесь, в земной жизни.

***

…Он, Сын Божий, умолял Отца Небесного, чтобы Он не лишил этой святости всех верующих в Него, то есть, нас с вами. Вот как Иисус Христос говорит об этом: «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идежеесм Аз, и тии будут со Мной».

Да и кто из нас, братья и сестры, не захочет воспользоваться такой великою милостью нашего Господа? Кто из нас не пожелает себе счастья, чтобы всегда быть рядом с Иисусом Христом и видеть Его славу? Кто из нас, здесь присутствующих, не захочет себе того, чтобы нам быть хотя бы последними среди тех угодников Божиих, которые как солнце просияют в Царствии Отца Небесного? Но тот, кто желает, братья и сестры, быть всегда рядом со Иисусом Христом и созерцать Его славу, должен запомнить, что путь к этой славе лежит только один. Это путь креста. Узкий, тяжелый, тернистый путь крестный.

Через крест Господь наш Иисус Христос сам вошел в свое Царствие. Крестным путем шли угодники Божии. Те из нас, кто желает быть рядом с Господом, должны нести тот крест, который Господь завещал каждому из нас. «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет». Тот, кто хочет идти этим путем, должны знать, что этот путь всегда увлажняется потом, слезами и кровью. Запомним: другого пути к Небу нет. Так вот этот крест, братья и сестры, который мы должны взять и идти за Господом, является и внутренним, он является и внешним крестом. Внутренний крест слагается из постоянной, непреклонной борьбы нашей души против нашего тела, потому что наше тело обложено поводьями и наше тело враждует нашей душе. Мы с вами ищем подвиг, друг у друга выуживаем: «Дак как это есть, скажи мне», – да что там говорить, мы сами с собой должны бороться, поймите вы. Вот это крест внутренний.

Вот теперь крест внешний. Он состоит из различных озлоблений, скорбей, похотений, которые на нас приходят за имя Христово из этого мира.

И пусть не рисуют христианство хорошим – как нас гнали, как на нас плевали, так и будут плевать. Запомните. Облегчения никог- да не ищите. Это наш удел. На Господа плевали, говорили, что Он обманщик. А мы хотим себя обелять.

Братья и сестры, узкий, тесный, скорбный путь креста. Другого пути к Небу нет. Тот, кто желает нести Крест Господень, тот должен сейчас вступить на подвиг крестоношения, и, неся этот Крест, мы должны взирать на Начальника и Совершителя нашего спасения – Господа нашего Иисуса Христа.

***

Как бы человек не был большим и сильным, мы все у Бога малые и ничтожные, лишь только в Боге человек достигает самого высшего духовного совершенства. Вот почему об этом сказал апостол Павел следующие слова: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

***

Исполнение Заповедей Божиих – вот единственная мера быть достойным звания друга Христова. Другого пути нет. Нет другой меры, нет другого способа приблизиться к Богу и стать другом Божиим. А поэтому проверим себя с вами на словах Господа. Ежедневно нас с вами обличают большие и малые грехи, которы- ми мы с вами отходим от Господа, изменяем Ему, распинаем Его вновь на кресте и с которыми мы с вами становимся на путь вечной жизни. Какое же, братья и сестры, мы с вами сейчас принесем целование Господу Иисусу Христу? Пусть наше поклонение и целование Господу будет сокрушенно и смиренно, подобно женщине грешнице, когда принесла алавастр мира, слезами своими омыла Его ноги, помазала миром, а так же отерла ноги своими волосами. Лишь только такое целование, братья и сестры, принимает Господь. Господь сказал женщине и нам с вами: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Все это да побудит нас, братья и сестры, испросить у Господа благодати, которая даст нам с вами счастье вкусить праздника Пасхи Господней. А это в свое время даст нам надежду на нашу дружбу с Господом нашим, Иисусом Христом, и нашей дружбе не будет конца, во веки веков, аминь.

***

Господь Иисус Христос молится Отцу Небесному следующими словами: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. … да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Господь, братья и сестры, говорит, что мы с вами должны знать Бога. А знать Бога, братья и сестры, это значит нужно, и жить по – Божьему. Это означает, что мы должны пребывать в вечной и не- изреченной радости. А о радости святых апостолов и о нашей радости Господь далее говорит: «Ныне же к Тебе иду и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную». А после Вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа апостолы сразу же испытали эту радость.

В Евангелие написано, что святые апостолы возвратились в Иерусалим с радостию великою и пребывали в Сионской горнице в тесном единении и в единодушной молитве до дня Святой Пятидесятницы, когда в изобилии они приняли на себя благодать Святого Духа, сошедшую на них в день Святой Троицы. И вот с того времени, братья и сестры, святые апостолы находились в тесном единении и сами между собою, они также заповедали и верующим людям и священникам, чтобы все были в тесном единении, чтобы они жили в союзе мира и любви.

А вот сегодня перед святым Евангелием на Литургии читалось апостольское послание апостола Павла к Ефесянам. Апостол Павел говорит следующие слова: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедывать Евангелие благодати Божией». И священникам апостол Павел говорит: «Так внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». И вот, чтобы сплотить и верующих людей, и священнослужителей, сплотить их к вере, апостолы создали форму такого единения. И в учении, и в проповеди такой формой единения стали церковные Соборы. Так и по сегодняшний день Церковь руководствуется только учением святых Соборов. …

А поэтому, братья и сестры, мы с вами должны дорожить нашей святой православной верой, мы должны дорожить с вами молитвой, любовью и к Богу, и к людям. При этом мы должны с вами помнить, что мы с вами есть дети одного Отца нашего Небесного, мы дети одной Святой Церкви православной. Мы с вами должны бороться лишь только с тем, что нас разъединяет. Нас разъединяет грех, наше самолюбие, гордость, злоба, вражда. Мы должны с вами единодушно стремиться к миру. Мы с вами должны носить тяготы друг друга в союзе мира и любви.

Господи, помоги нам братьев наших во Христе носить в нашем любвеобильном сердце и Тебя прославлять! Прославлять Отца нашего Небесного и Бога Сына, и Бога Духа Святого и прославлять Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, и Приснодеву Марию, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

***

Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. К нам обращены слова Господа Иисуса Христа, который сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Чтобы нам с вами достичь этого совершенства, нам предстоит много потрудиться над нашими земными привязанностями, мы должны позаботиться и провести нашу борьбу с нашими грехами. Борьба эта наша ведется внутри каждого из нас, эта борьба совершается в нашем сердце, из которого, по словам Господа Иисуса Христа, исходят злые помыслы, которые оскверняют всего человека. Поэтому попечение о сердце каждого из нас должно занимать самое главное место, ибо Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Очищая, охраняя наше сердце, нам с вами становится легче, светлее, радостнее, через это мы с вами приближаемся к Богу, а чем дальше мы отдаляемся от Бога, говорит святитель Григорий Богослов, тем мы ближе приближаемся к духовной смерти. Поэтому будем с вами очень внимательно следить за нашей внутренней жизнью, не дадим укорениться в нашем сердце земным страстям, которые уводят нас вдаль от Бога и приводят к вечной смерти. Смело предадим себя с вами в руки Промысла Божия, предадим себя воле Божией, воле благой, совершенной, ибо в этой воле сокрыты величайшие богатства вечной жизни».

***

А что же поучительного, братья и сестры, нам с вами сегодня представляет Евангельская притча? Мы христиане, мы члены Церкви Христовой, мы, братья и сестры, – виноградари нового виноградника. Это означает, что мы обязаны приносить Господу духовные плоды, мы должны с вами преуспевать в нашей христианской жизни. Для этого Господь Иисус Христос даровал нам с вами Евангельский закон. Господь даровал нам с вами Святые Таинства, в которых мы с вами получаем благодать. Святой апостол Петр пишет: «Господь даровал нам бесценные обетования, через которые мы должны с вами приобщиться к плоти Господней».

***

Рано ли, поздно ли, Бог потребует от нас отчета: достойно ли каждый из нас ходил в своем христианском звании. И счастлив будет тот человек, который в День Суда принесет плоды милосердия, благочестия, кротости, воздержания и других христианских плодов.

***

Мы живем в мире, этом великом доме Божием, и всякое дело мы с вами должны делать с соизволения и благословения Божия. А поэтому, мы с вами должны твердо помнить добрый христианский обычай: всякое дело начинать только с благословения Божия! Ибо в этом случае всякое дело будет у нас спориться в руках. И во всем мы с вами будем иметь успех. Подкрепим это примером из жития святых.

Инок Исаак был самым любимым у преподобного Сергия Держаческого. Преподобный пожелал сделать инока Исаака начальником своей обители. А инок просил благословение преподобного, чтоб быть молчальником, потому что начальник не может молчать, ему много говорить надо. На это преподобный сказал, что как только отслужат литургию, сразу благословит. На следующий день преподобный Сергий, осенив Исаака крестным знамением, сказал: «Бог да благословит чадо исполнить желание твое». При этих словах инок почувствовал, как из рукава преподобного исшел пламень неполящий, но этот пламень обнял всего инока…

А за 14 августа Святая Церковь чтит память преподобного Феодосия Печерского. Однажды, великий князь Изяслав посетил преподобного Феодосия и остался у него обедать. На простой стол была поставлена самая обычная скромная монашеская пища: черный хлеб и простые овощи. Великий князь с удовольствием вкушал у меня много дорогих припасов, заморских приправ, у меня ученые повара, но я никогда не ел с таким аппетитом, как у тебя. Отчего это, отче?». «А это от того, великий князь, что в нашей обители все делается с благословения. Когда братия хотят готовить пищу на кухне или печь хлеб в хлебнице, они берут благословение у настоятеля, затем делают три поклона перед алтарем, зажигают свечу от лампады Спасителя. А этой свечкой разводят огонь в кухне и в хлебнице. Когда подойдет время влить воду в котел, старший скажет: «Отче, благослови!». Старец ответит: «Бог благословит тебя, отче». Вот почему, великий князь, наша скромная пища всегда ап- петитная. А ваши слуги всякое дело начинают с ропота, досадствуют друг на друга, а где грех, там вкусности нет. Ваши дворецкие за малую провинность бьют подчиненных, а их слезы, еще больше добавляют горечи в ваши яства. Вот почему ваши яства дорогие, но они не вкусные». Великий князь согласился с преподобным Феодосием, взял у него благословение и отправился домой.

И таким образом, Богом любезные отцы, матери и сестры, все наши земные дела – и малые, и большие, и великие, и неизвестные – мы должны с вами начинать с благословения Божия. Так мы с вами будем уверены, что и у нас с вами будет такой же успех во всем, какой был у святых апостолов при рыбной ловле, при благословении их Господом нашим Иисусом Христом, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

***

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Сегодня нельзя было без внутреннего волнения слушать Евангельское чтение о мучениях и страданиях, которые переживал несчастный Гадаринский человек. Ведь не в городе, а в пустыне, не в доме, а в пещере он нашел для себя обиталище. Но и здесь он не успокаивался, потому что и босым, и нагим, он метался всюду, будучи гонимый своим мучителем – бесом. Жители страны Гадаринской, боялись, как бы он кого-либо не убил, или чтобы себя не умертвил, бросившись в огонь, в пропасть или в воду. Его привязывали, и заковывали в цепи, но в припадке бешенства, он рвал на себе железные узы и бежал, куда глаза гля- дят. Конечно, все знавшие его, желали ему, чтобы он поскорее выздоровел, чтобы себя перестал мучить и не наводил ужас и страх на всех окружающих. Но несчастный человек долго продолжал безумствовать, до тех пор, пока не увидел его Господь наш Иисус Христос и не исцелил его.

А что же, братья и сестры, должны были сделать жители страны Гадаринской? Ведь они были свидетелями совершенного чуда! Ведь они теперь видели человека здравомыслящего, того, который недавно безумствовал и наводил страх на окружающих. Естественно, жители страны Гадаринской должны были всем сердцем возлюбить Иисуса Христа, от души возблагодарить Его. Они должны были просить Иисуса Христа не уходить от них, но остаться с ними, чтобы Господь и, впредь бы, оказывал им Свою помощь и благодеяния. Одним словом, жители страны Гадаринской должны были уверовать в Господа нашего Иисуса Христа. Они должны были возлюбить Его всем сердцем, но получилось не так.

Вместо благоговения, вместо радости, по случаю сотворенного чуда, на гадарян напал великий страх. И вместо того, чтобы просить Иисуса Христа остаться с ними, они просят Иисуса Христа, чтобы Он удалился от них. И Иисус Христос, никогда не насилуя воли людской, не стал увлекать неблагодарных гадарян в число Своих последователей, видя их упорство, сел в лодку и отправился в другую страну.

И пусть никто из нас, братья и сестры, не подумает, что в настоящее время таких людей нет, которые бы заплатили Иисусу Христу за Его благодеяние черной неблагодарностью. Если кто думает так, то ошибается. Ведь в настоящее время люди поступают во сто раз хуже тех людей, о которых сегодня рассказывало Святое Евангелие. Нужно взять во внимание, что гадаряне не знали, кто Тот Чудотворец, который исцелил их бесноватого человека. Они не знали что это Господь, Спаситель мира. Ведь Иисус Христос Своим чудом, лишь только желал пробудить веру гадарян в Него. Значит, вина гадарян уменьшается и объясняется их неведением.

А что же в свое оправдание, братья и сестры, скажут те люди, да и мы, знающие Иисуса Христа, как своего Господа?! И мы не принимаем Его и просим Его удалиться от нас. Не совершаем ли мы с вами худшее преступление, нежели гадаряне?! Пусть не будет у нас с вами желания узнавать, кто же эти люди, которые не принимают Господа Иисуса Христа. Далеко за примерами ходить мы с вами не будем, это часто делаем мы, носящие на себе великое имя христиан. Мы часто не принимаем Господа Иисуса Христа и просим Его удалиться от нас, если Иисус Христос желает найти для Себя пристанище в нашем сердце. Давайте с вами вспомним, что внутри нас с вами делается, когда в нас противоречат два противоположных чувства: месть и злоба, а с другой стороны, христианская любовь, которая призывает нас простить нашего обидчика, нашего врага. Мы с вами чувствуем горечь обиды, и мы желаем удовлетворить нашу обиду. И мы так пылаем гневом, что до конца желаем расправиться с нашим врагом, противником.

А теперь, давайте, с вами сравним, какое чувство может наполнять человека, кипящего гневом. Вот сейчас, братья и сестры, протекают самые глубокие осенние ночи, когда не видно ни звездочки, ни луча луны, плывут только низко свинцовые тучи. Представим, как жутко будет человеку, если он будет застигнут в поле или степи. Ждет, не дождется человек, – когда же блеснет свет звезды, луны. Но бывает так, что пробьется у нас с вами свет Христовой правды, и вот эта Христова правда, настоятельно побуждает нас с вами, чтобы мы оставили наш гнев. Чтобы по христианской любви, мы не только простили нашего обидчика, но даже возлюбили его.

И если у нас с вами появится чувство среди гнева, простить нашего обидчика, а тем более возлюбить его, мы с вами должны дорожить этим моментом. Эти чувства пройдут. Мы считаем, что эти чувства наши, – но, нет! Это не наши чувства, это Сам Господь Иисус Христос, стоит у нашего сердца, стучит, чтобы мы открыли Ему двери нашего сердца. Господь Иисус Христос Сам сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». А вечери Господней не будет конца, всегда и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

***

Мы с вами, братья и сестры, также стремимся к тому, чтобы нам наследовать жизнь вечную. Мы с вами стремимся получить оправдание перед Богом. Поэтому, благородный поступок самарянина, по отношению к человеку, который попал в руки разбойников, должен и нам с вами послужить примером в наших отношениях к другим людям. Ведь для нашего спасения недостаточно того, чтобы носить на себе наименование христианина.

Мы, как последователи Господа Иисуса Христа, должны с вами исполнять все то, что заповедовал нам с вами Пастыреначальник Господь Иисус Христос. Господь нам заповедал то, что мы должны с вами любить врагов наших. Мы должны с вами благословлять проклинающих нас. Мы должны с вами благотворить ненавидящим нас. Мы с вами должны питать алчущих, мы с вами должны поить жаждущих. Мы с вами должны одевать нищих, мы с вами должны посещать больных, мы с вами должны принимать странников. А теперь давайте и спросим себя: а растворено ли, братья и сестры, наше сердце таким милосердием, чтобы мы с вами не разделяли людей – этот мне друг, этот мне не друг. Так ли мы с вами любим наших ближних, что каждому просящему подаем, на обиды не ропщем, не помним зла, за зло творим добро. Наше сердце должно дышать таким милосердием, чтобы мы с вами были готовы разделить наш хлеб с алчущим, наше питие с жаждущим. Мы с вами должны быть расположены к тому, чтобы принять странника, призреть на сиротствующего. Мы с вами должны облегчить человеку его труды.

***

Запомним с вами, что каждый человек есть свободная, разумная личность, потому что каждый из нас носит в себе образ Божий и каждый человек по своей ценности превосходит все богатства мира. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».

Естественно, братья и сестры, каждый человек старается к улучшению своей жизни, потому что каждый человек имеет право на жизнь не безрассудную, мы имеем право на жизнь полную смысла. Вот почему апостол Павел в послании к Ефесяннам говорит: «Ни- кто не ненавидит свою плоть, каждый питает ее и греет ее», – а из этого мы с вами видим, что Церковь не запрещает человеку и нам с вами вкусить радости от плодов своего труда, но только наша забота о нашей земной жизни не должна обращаться в похоть. Как это нам с вами сообщено в сегодняшнем Евангельском чтении. Каждый человек должен быть постоянным тружеником во имя другого человека, как написано в писании: «Никто не ищет своего, но пользы другого человека». И если тело наше заботится и требует удобства, тепла, одежды, то душа наша должна искать святые истины красоты и добра.

Если тело наше требует построения земных амбаров, так как мы должны с вами хранить плоды нашего земного труда, то в то же время, мы с вами призываемся созидать себе духовные житницы, куда мы с вами должны сложить плоды нашей любви, правды и добрых дел. И для того, чтобы нам с вами жить духовной жизнью, мы на эту жизнь должны настроить себя. Вот как об этом говорит святитель Феофан Вышинский затворник, он говорит: «как каждый музыкальный инструмент, чтобы на нем исполнить музыкальное произведение, музыкальный инструмент настраивается на определенную тональность. Так и мы, христиане, должны натянуть струны нашей души и эти струны души мы должны настроить на тональность Евангельских заповедей. Только в этом случае у нас будет звучать Божественныя мелодия». А стяжание такого духовного дара, и будет тем духовным богатством, про которое Господь Иисус Христос сказал, что ни моль, ни ржа не истребляют это богатство.

***

Господь нас с вами призывает богатеть в Бога. А в свете Евангельского учения богатеть в Бога, это означает: мы с вами должны отойти от заблуждения; мы с вами должны стать на путь истины. По Евангельскому учению, мы должны отойти от мира, плоти и диавола, мы должны с вами приблизиться к Богу. По Евангельскому учению, мы должны отойти от несовершенства, должны приблизиться к совершенству. По Евангельскому учению, мы должны с вами отойти от заблуждения, стать на путь истины. По христианскому учению, мы должны отойти от порока, приблизиться к добродетели. По христианскому учению, мы должны с вами отойти от беспечности, при- близиться к ревности. По Евангельскому учению, мы должны с вами отойти от неверия, приблизиться к чистой вере. По христианскому учению, мы с вами должны отойти от гордости, приблизиться к смирению. По христианскому учению, мы должны отойти от роскоши, приблизиться к воздержанию. По христианскому учению, мы должны с вами отойти от корыстолюбия, приблизиться к щедрости. По христианскому учению, мы должны отойти от зла, приблизиться к добру. По христианскому учению, мы должны отойти от временного, приблизиться к вечному.

Вот такие духовные богатства мы с вами должны собирать в нашу духовную житницу, а примеры из жития угодников Божиих показывают нам, какими трудами, какими заботами угодники Божии собрали духовое богатство и положили это богатство туда, куда ничто скверное не входит. Угодники Божии положили духовные богатства в житницу Небесную.

Господи, не лиши нас Небесного Царствия, ибо Царствию Твоему не будет конца, всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

***

Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. То, что мы с вами слышим здесь, в храме Божием, в Евангельском чтении, все это относится к нам самим, к каждому из нас. Поэтому мы с вами с величайшим вниманием должны слушать Евангельское повествование, чтобы его применить к себе, чтобы этим слушанием мы про- верили нашу жизнь для нашего назидания, для нашего исправления и обновления нашей христианской жизни.

Вот и в сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали, как Господь наш Иисус Христос исцелил одну женщину от тяжелой болезни, в которой она пребывала восемнадцать лет. Это была парализованная женщина. По словам Господа нашего Иисуса Христа, нечистая сила сковала ее на восемнадцать лет и вселила в нее духа немощи. Но эта женщина не поддалась духу нечистому. Несмотря на то, что она была парализована, она не озлоблялась. Она не ожесточалась от своей долгой, тяжелой болезни, наоборот эта болезнь просветила ее, умудрила, очистила ее душу, научила ее прибегать к молитве, к упованию на милость Божию. Она ходила в синагогу, там, затерявшись в толпе, она смиренно просила милости у Бога. И, когда Иисус Христос пришел в синагогу, она не поспешила к Иисусу Христу, прося помощи. Господь сам ее увидел, подошел к ней и, видя ее самые лучшие качества: терпение, смирение, сознание ею своего не достоинства и перед Богом, и перед людьми, – Иисус Христос исцелил ее.

Нас с вами, братья и сестры, время от времени также посещают скорби, болезни. Эти болезни часто затягиваются, одна болезнь сменяется другой болезнью. А так ли мы с вами, братья и сестры, смиренны и терпеливы в нашем перенесении болезней? Так ли мы их переносим, как та женщина, о которой сегодня повествовалось в Святом Евангелии. Если бы это было так, то Господь бы поспешил к нам со своим милосердием. Если бы это было так, Господь бы Сам нас с вами нашел, обнаружил среди людей и исцелил бы нас от болезней. Но сегодняшнее Евангельское чудо, исцеление парализованной женщины, сменяется другим чувством. В Евангелии написано, что начальник синагоги начал укорять Иисуса Христа за то, что Он исцелил женщину в день субботний, якобы этим Иисус Христос нарушал день субботний. Но Господь Иисус Христос мудро обличил начальника синагоги, сказав ему: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?».

Вот этими словами, братья и сестры, Иисус Христос разъясняет: если даже и животное требует заботы от человека в день субботний, то тем более этой заботы заслужила та женщина, которая была исцелена Господом нашим Иисусом Христом. Ветхозаветная суббота по учению есть покой. Законники учили, что нельзя совершать чудо в день субботний, потому что этим нарушается день покоя. А Иисус Христос учит, что не человек создан для субботы, но суббота должна служить человеку. Для нас с вами ветхозаветная суббота заменена днем воскресным. День воскресный – наша память о воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. Это день нашей любви к Господу и единение с Господом нашим Иисусом Христом. Именно только в день субботний мы с вами должны быть очень близкими друг ко другу. В воскресный день мы с вами должны наделять друг друга любовью, уважением, посещением больных, скорбящих. В воскресный день мы должны с вами молиться о ненавидящих нас. В воскресный день мы с вами должны примиряться с враждующими.

Что такое, братья и сестры воскресный день? Воскресный день – это то, что и Пасха Христова. В день Пасхи воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Так и в воскресный день мы с вами призываемся к радости, ликованию, к торжеству. В воскресный день мы с вами примиряемся друг с другом, прощаем ближним их огорчения. Мы наделяем в воскресный день людей любовью, той любовью, которую мы испытываем с вами в день святой Пасхи.

Мы сейчас не будем говорить с вами о достоинстве или не достоинстве дня субботнего или же нашего дня воскресного. Определение для нас дня воскресного берется в основном из вчерашнего Всенощного Бдения. Сегодня день воскресный. Вчера за Всенощным Бдением после чтения Евангелия читались каноны. Во время этих канонов вы всегда подходите под помазывание, прилаживаетесь к Святому Евангелию.

Вот каково превосходство нашего воскресного дня. Вы слышите, как чтец читает сперва канон воскресному дню, затем читаются тропари праздничному дню, читаются тропари рядовому угоднику Божию, который празднуется в этот день. Вот какие слова читает чтец: «Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему!». – Что можно добавить к этому? – Только одно: Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему! Всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!

***

Ведь для нас с вами, христиан, наша христианская жизнь, это та же вечеря, это тот же пир, полный различных духовных дарований. Это тот пир, на который не перестает нас с вами звать Господь наш Иисус Христос и по сегодняшний день. Но, к сожалению, как в те времена, когда Господь Иисус Христос жил на земле, так и в настоящее время, много званных на этот пир, но, мало избранных. Как в то время, когда Господь Иисус Христос жил на земле, так и в настоящее время многие люди отказываются от радости и благ Царствия Божия, предпочитая блага и радости жизни временной, земной.

***

Некоторые из нас тоже отказываются исполнять свой христианский долг, в силу, как они говорят, невозможности исполнения этого долга. Но эти люди, утрируя слово Божие, оправдывают себя шутками, говоря: «рыба ищет, где глубже, а мы ищем, где лучше». Вот в этой погоне за всем лучшим, получается так, что мы забываем и Бога, и людей. И в то же время, нам очень известны слова Господа Иисуса Христа, который сказал: «Ищите же, прежде, Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». А нам все до сих пор кажется, что невозможно исполнить заповедь Божию.

***

Так и нам с вами не к лицу, пользуясь жизнью и ее дарами, забывать о Творце, о Промыслителе и Боге нашем. Пусть наши труды и заботы земные не отвлекают нас с вами от исполнения наших христианских, Евангельских обязанностей. Ради временных, земных, тленных благ не будем с вами забывать о благах вечных. Будем всю нашу жизнь строить только во славу Божию!

***

Ради всего земного не будем забывать Небесные вечные блага! Будем с вами посвящать всю нашу земную жизнь только Богу!

***

Человек, братья и сестры, славил Бога, человек воздавал хвалу Богу и Бог не отверг человека.

***

Братья и сестры, Господь Иисус Христос сказал: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И чтобы достичь этого совершенства, нам с вами предстоит много бороться с нашими греховными наклонностями. Эта борьба происходит в нашем сердце, из которого, по словам Господа Иисуса Христа, исходят злые помыслы, оскверняющие всего человека. Наша забота о нашем сердце должна занимать самое первое место, ибо Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Очищая, обновляя наше сердце, мы с вами приближаем себя к Богу. Чем ближе мы к Богу, тем мы легче, светлее, мы с вами радостнее. И наоборот, как говорит святитель Григорий Богослов, чем мы дальше находимся от Бога, мы ближе приближаемся ко греху. Поэтому будем внимательны с вами к нашей внутренней жизни. Не дадим в нашем сердце место земным страстям. Позаботимся о своей душе. Предадим себя в волю Божию, в волю благую, в волю спасительную! В этой воле – сокровище вечной, блаженной жизни! И только Господь наш Иисус Христос, Он истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых да помилует и спасет нас всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

***

Был один человек страннолюбивый, он был богат и любил принимать у себя странников. Он их упокаивал, угощал своей трапезой, и, как своим господам, он служил за столом вместе со своими домочадцами. Однажды к этому страннолюбцу пришел один незнакомый человек и привел с собой еще множество незнакомцев. Страннолюбец принял, упокоил их, напитал их и по своим делам отлучился, чтобы взять сосуд с водой, чтобы по своей любви умыть ноги путникам. Хозяин был удивлен тем, что среди присутствующих не увидел незнакомца, который привел других людей к нему. Он недоумевал, почему же и куда делся этот человек? Вопрос разрешился лишь только на следующий день, когда Сам Господь Иисус Христос явился ему во сне и сказал ему: «В другие дни ты принимал Меня в лице Моих младших братьев, а вчера ты принял Меня». О чем это говорит, братья и сестры? Вся наша христианская жизнь окружена попечениями, заботами со стороны Бога. Бог нас с вами не оставляет ни на один час. Господь странствует у нас с вами, как странствовал во время Своей земной жизни. Он странствует и сейчас с нами. Господь приходит к нам раньше, нежели мы к Нему воззовем.

А поэтому Господь, проповедуя нам любовь, мир, утешение в скорбях, несчастьях, – Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Вот эти слова Господа нашего Иисуса Христа, пусть будут для нас с вами великим, нерушимым законом нашей жизни. Будем внимать с вами этому закону! Будем следовать с вами этому закону! Будем прославлять Господа Иисуса Христа за Его милости к нам, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа и Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!

***

Каждому человеку крест дается и по силам, и по способностям. Но для того, чтобы нести крест, Господь сказал: «нужно отвергнуться себя». Отвергнуться себя, значит надо отказаться от нашей гордости, от нашего самолюбия. Это значит, мы должны жить не для себя, а для людей… Отвергнуться себя – это значит, что надо возлюбить Господа Иисуса Христа и подражать Ему, как сказал апостол Павел: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе».

Иллюстрация на заставке: Виктория Сопова