Самоизоляция растянулась во времени, особые воспитанники старшей группы Алчевской духовной лечебницы лишены своих привычных занятий и любимых хореографических репетиций, дружеской атмосферы наших встреч.…
Сейчас часто вспоминаю, как они побеждают свои страхи перед чем-то новым, как они достигают определённых танцевальных целей, как волнуются, сжимая пальцы перед выходом на сцену, как радуются при получении заслуженных наград, и, понимаю, насколько они мне дороги….
Это время вынужденной самоизоляции – не только возможность ощутить родственность и близость наших душ, но и время стряхнуть наносную суету, продумать новые идеи для воплощения, внедрить инновационные структуры преподавания, подобрать музыку и составить новые танцевальные номера, наполниться, как губка, чем-то более существенным, важным и, конечно же, творческим.
Всему этому также способствует уже имеющийся опыт импровизированных хореографических разминок с ребятами старшей группы, оригинальный опыт закрепления изученного материала и совершенствования исполнительских навыков. В данной статье, остановлюсь именно на нашем опыте импровизации.
Импровизация на наших занятиях — творческая лаборатория, где особая община Алчевской духовной лечебницы имеет возможность реализовать свои нераскрытые возможности. Это урок самостоятельности, свободы в мире танца, а задача преподавателя — раскрыть и развить творческую личность способом импровизационного задания, помочь ребенку логически думать и свободно фантазировать.
Импровизация для наших воспитанников – это, в первую очередь, возможность выразить себя и свою индивидуальность, используя полученные хореографические навыки. На подобных занятиях, также улучшается внимание, умение концентрировать его в нужный момент.
Упражнения по импровизации являются простым и наглядным обучением взаимодействия исполнителей, движений, стилей. Задания направлены на развитие выражения при помощи хореографии присоединения, контраста, противоборства. Упражнения на групповую импровизацию способствуют развитию целостного понимания ситуации и определения своего места в ней. Многие упражнения направлены на сохранение определенного состояния при изменяющихся условиях, что очень помогает нашим ребятам в современных жизненных условиях.
Занятия импровизацией имеют два основополагающих принципа построения работы. Первый принцип используется, если целью задания является максимальное взаимодействие и достижение взаимопонимания с партнером, что отрабатывается в парах. Второй принцип учит эффективно распределять пространство, что также актуально в сегодняшней самоизоляции. Пространственная импровизация выполняется в личном пространстве каждого.
Структура наших пройденных занятий по импровизации включает в себя такие разделы, как:
— музыкальные игры;
— танцевальная импровизация;
— творческие задания.
Приведу пример нескольких упражнений, которые мы использовали на занятиях импровизации и которые заданы на дом, в помощь особым детям, для повторения и закрепления пройденного материала.
Упражнение «Зеркало»
Исходное положение: дети стоят в паре напротив друг друга. Преподаватель дает задание: первые рисуют правой рукой любые узоры, а стоящие напротив, повторяют за ними зеркально. Затем пары меняются ролями. Первые исполняют движения головой и шеей, вторые повторяют.
В данном задании ребята освоивают понятие «движение всех частей тела», поэтому задание дается на движение различных частей тела (корпус, руки, ноги, плечи, глаза, голова, шея). В дальнейшем продолжается импровизизация под музыку. Данное упражнение развивает не только умение импровизировать, но и откликаться, чувствовать другого, так как от второго участника требуется внимательность, быстрая реакция и зеркальное отражение всех предлагаемых исполнителем движений.
Упражнение: «Цепочка имен»
Каждый участник составляет короткую танцевальную фразу, при которой нужно назвать свое имя. Имя можно произнести во время движения, до него или после. Участники могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя по-разному, даже если вначале шептали его застенчиво.
Все участники стоят в круге. Участник, назначенный ведущим, начинает. Он представляет свое движение, называя свое имя, скажем, и повторяет его еще раз. Затем вся группа повторяет движение и звук в унисон.
Второй участник повторяет движение первого участника со звуком и добавляет собственное движение и имя. Он повторяет обе фразы. Затем все повторяют звук и движение в унисон. Этот процесс продолжается пока не пройдут все стоящие в круге. Ведущий может прервать цикл и начать все снова, если последовательность становится слишком длинной для запоминания. В домашних условиях можно играть в эту игру вдвоём с родителем, расширяя границы возможностей для самопрезентации своего имени, большего погружения в самопознание и понимание другого человека.
Каждый из нас сейчас наделён редкой возможностью быть друг с другом неограниченное количество времени, познавать друг друга и себя с разных сторон, учиться понимать, любить, прощать, и успеть открыть своё сердце, его сокровищницу, его движения, в которых также есть свой неизведанный таинственный танец!
Пусть сердца наших воспитанников и их родных, пребывают в красоте и импровизации благодатных ритмов и молитвенной музыкальной тональности, оживотворяющей бытие любой самоизоляции….
Светлана Шипа, хореограф АДЛ