В Алчевской духовной лечебнице логопедические занятия проходят виртуозно, интересно, ИГРАЮЧИ!
Игра – это особая детская школа, необходимая для нормального развития ребенка. Это увлекательное занятие для дошкольников, в котором они многому учатся. Играя, ребенок учится обобщать, запоминать, фантазировать, концентрировать внимание. Сюжетно – ролевая игра способствует развитию речи. Известные ученые, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, — называют игру ведущей деятельностью ребёнка.
Именно сюжетно – ролевые игры оказывают положительное воздействие на психологическое состояние детей и их психоречевое развитие. В игре затрагиваются личные интересы и проблемы ребенка, играючи, он вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё. На этом во многом основана помощь логопеда и эффективность образовательной работы.
Сюжетно-ролевая игра в Алчевской духовной лечебнице обязательно присутствует в помощи логопеда, психолога, реабилитолога, и оказывает существенное воздействие на становление речи детей с разными речевыми нарушениями: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общения.
С целью формирования лексической стороны речи у дошкольников, в Алчевской духовной лечебнице проводятся коррекционные занятия с использованием разных сюжетно-ролевых игр, например:
— «День рождения Чебурашки», где дети танцуют и поют;
— «Троллейбус», где дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают и собирают;
— «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку играют с ней; причем получает игрушку тот, кто правильно попросил ее у «продавца»;
— «Поваренок», дети рассказывают о продуктах, необходимых для приготовления различных блюд;
— «Оденем куклу», дети подбирают одежду, обувь и головные уборы, которые носят в разные времена года.
На первых занятиях с каждым ребёнком, логопеду приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организатора совместных игр. Затем, логопед всё больше побуждает к общению ребенка, учит проговаривать свои действия, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и т.д. Слушая логопеда и играя с игрушкой, ребенок запоминает ее название. Показывая, как надо играть, педагог все действия обозначает словами.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Между речью и игрой существует связь. Речь развивается и активизируется в игре, и сама игра развивается под влиянием развития речи. Помощь особым детям и детям группы риска, вследствие их неустойчивого интереса к игре, заключается в значительно большем участии взрослых в игровой деятельности.
Работая с подопечными лечебницы, логопед проводит индивидуальные консультативные беседы с родителями о развитии лексической стороны речи ребенка в домашней игре. По итогам каждого занятия для детей и их родителей предлагаются домашние задания-игры по проходимой лексической теме для закрепления и обогащения словаря и развития совместной игровой деятельности. Совместная работа логопеда и родителей оказывает положительное влияние на развитие ребенка, вызывает огромный интерес, оживление, постоянно поддерживает его положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольника, повышает мотивацию к обучению.
Обращаюсь ко всем родителям:
Играйте с детьми. Обыгрывайте любые увиденные или прочувствованные проблемы. Эмоционально проживайте с ребёнком любые жизненные ситуации, перенеся их в мир сказочных героев – аккуратно, деликатно, с детской непринуждённостью и простотой восприятия. И, тем самым, вы лучше поймёте внутренний мир своего ребёнка, станете ему другом, закрепите доверительные отношения и поможете ему в психоречевом развитии и личностном становлении!
Татьяна Терещук, логопед АДЛ