Жалобы мамы: неусидчивость ребенка, частое переключение с одного занятия на другое, импульсивность, невнятная речь.
Психологическая диагностика показала:
У ребенка проявляются симптомы СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности), а именно:
— нарушения внимания (трудности его удержания, малая избирательность, отвлекаемость с неусидчивостью, частое переключение);
— бесцельная, и неуправляемая двигательная расторможенность;
— низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Были отмечены отдельные черты общей эмоциональной волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.
Интеллект у ребенка сохранен, но неусидчивость, беспокойство, множество лишних движений, импульсивность поступков, недостаточная целенаправленность, повышенная возбудимость приводят к трудностям в приобретении различных навыков.
По результатам диагностики, были предложены коррекционные занятия. В общем плане работы с ребенком были выделены следующие направления:
— развитие мелкой моторики ребенка
— работа по компенсации гиперактивности – специально подобранные игры, упражнения по коррекции двигательной активности;
— развитие познавательных процессов;
— консультативная помощь родителям.
На занятиях в первую очередь уделялось внимание развитию мелкой моторики. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Для устранения несовершенства тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточной координации кистей и пальцев рук, маме были даны рекомендации по формированию навыков самообслуживания у ребенка: поощрять ребенка самого одевать и снимать одежду, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, шнурки, пользоваться столовыми приборами и т.д.
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
На занятиях использовались игровые упражнения для коррекции проявлений гиперактивности. Целью этих игр являлось повышение самооценки ребенка, обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие техники вербальной и невербальной коммуникации.
Для снятия психоэмоционального напряжения применялись элементы музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена). Музыка Френсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмма леса, пения птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского).
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности), стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.
Также на занятиях использовались игры и упражнения, развивающие произвольное внимание, слуховое восприятие. Упражнения для совершенствования восприятия цвета и формы, моторной и зрительной памяти, формирования элементов самоконтроля.
На занятиях ребенок проявлял сообразительность, информацию «схватывал» быстро.
К концу третьего месяца занятий, у ребенка улучшилась концентрация внимания. Мальчик стал лучше управлять своими эмоциями и действиями, в ходе выполнения заданий.
Инна Сидорова, психолог АДЛ