В этом учебном году Марк* занимался в Алчевской духовной лечебнице с сентября по декабрь.
В ходе психологической диагностики были выявлены следующие особенности развития данного ребенка:
Низкий уровень развития мелкой моторики.
Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Информацию воспринимает лучше зрительно, нежели на слух.
Внимание: поверхностное, нестойкое, отвлекаемость с неусидчивостью, частое переключение. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
Память: хорошая механическая память.
Мышление: отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки; своеобразная логика.
Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания.
На контакт не шел, интереса к занятиям не проявлял. Привлечь внимание можно было только с помощью пазлов.
Эмоционально неустойчив. Присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций.
По результатам диагностики, были предложены коррекционные занятия. В общем плане работы с ребенком были выделены следующие направления:
— развитие мелкой моторики;
— развитие познавательных процессов;
— преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком;
— преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
На первых занятиях ставилась цель – установление контакта с ребенком, приучение его к новому месту и незнакомому взрослому-психологу. Установление атмосферы доверия и безопасности. Контакт устанавливался через любимые ребенком игры (пазлы). В процессе собирания картинки ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Движения пальцев и рук становятся более точными. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, это обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура.
На занятиях использовались и игры в лото.
Цель: познакомить ребенка с понятием очередность, учить выделять главное и замечать сходства, а также общаться со взрослыми и сверстниками.
Сюжеты лото — это животные, еда, бытовые предметы, азбука.
Игра в разнообразные лото способствует развитию у ребенка кругозора и расширяет словарный запас.
С целью снятия напряжения, развивать тактильные ощущения, воображение были использованы игры с песком.
Для снятия психоэмоционального напряжения также применялись элементы музыкотерапии (музыка Моцарта, пение птиц).
В процессе коррекционной работы ребенок учился получать новые эмоции от разных сенсорных источников (зрительных, слуховых, тактильных). Благодаря этому упорядочивается представление ребенка, полученное им при взаимодействии с внешним миром, сенсорные игры способствуют развитию внимания, воображения и наблюдательности.
К декабрю 2016 года внимание ребенка стало более устойчивым, мальчик начал отвечать на вопросы, вступать в диалог, чего ранее не отмечалось. Стал выполнять более точные движения кистями и пальцами рук. Эмоциональное состояние стало более стабильным.
*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности
Инна Сидорова, психолог ОО «АДЛ»