Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Система работы по коррекции слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста в Алчевской лечебнице

Вся логопедическая работа делится на две части: работа над речью и работа над языком.

Работа над языком начинается  с того момента как появляется содержание, т.е. там где есть содержание – есть мышление, есть язык. А работа над ритмом , интонацией, цепочек звуков и слогов и т.д. – это все формирование базы языка. Там смысла и содержания еще нет. Смысл и содержание появляется на уровне слова.

Нарушение слоговой структуры слова – это показатель прежде всего алалии. Однако данная проблема часто встречается и при ОНР. Пропуски часто обусловлены структурой слога.

Например, при стечении согласных, одна из них часто пропускается: [тичка] (птичка), [сина] (свинья), [малеки] (маленький) и т.д. в сложных по слоговой структуре словах чаще отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация: [точика] (звездочка). [кафеты] (конфеты), [кика] (кисточка), [каказа] (стрекоза).

То же можно сказать и в отношении длины слова: чем оно длиннее, тем больше вероятности появления в нем разнообразных фонематических нарушений (особенно замен по типу аппроксимации), разумеется при отсутствии влияния всех остальных факторов.

Среди надсегментарных влияний основная (и, пожалуй, единственная) роль принадлежит ударению. Часто звуки из ударного, предударного или заударного слога переносятся и заменяют другие звуки.

При проверке  слоговой структуры слова нужно предлагать произносить слова сложной слоговой структуры в нагрузке и в предложении, чтобы добавилась семантика, которая отвлекает от произнесения слова и в связи с тем, что  одномоментное произнесение алаликом слова возможно, а в предложении или в нагрузке сразу поломается  структура.

Существуют 4 типа нарушения слоговой структуры слова:

— если нарушено количество слогов;

— если нарушен тип слогов ( был закрытый – открытый, стал открытый – открытый);

— если нарушена последовательность слогов:

— если изменяется ударность.

Как же формируется слоговая структура слова. Определение количества слогов в слове, деление слов на слоги – это слоговой анализ, а формирование слоговой структуры – это формирование навыка или умения говорить слитно, плавно слова из заданного количества слогов в заданной последовательности, с заданным типом слогов и с заданной ударностью. Вот это работа над слоговой структурой. Для того чтобы научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, нужно научить  говорить слова основных продуктивных классов. (по Марковой)

Для того чтобы работать над слоговой структурой слова, надо понимать, что там есть разделы:

ритмы,  — слоги,слова.

Для того, чтобы работать над ритмами, нужно иметь символы всех ритмов (их 6 и в них укладываются все 12 продуктивных классов) и научить детей делать «замочки»;  рисунки на картах ритмов имеют значение: заяц развернут в ту сторону, где находится ударение, коза стучит задним копытом у собаки хвост точно по центру, какаду (попугай) развернут в сторону ударного слога, кит бьет хвостом.

Для того чтобы  работать над слогами необходимы: символы звуков (гласных и согласных) – по Фомичевой или Ткаченко; линейки с кнопками (из пяти кнопок – по количеству пальцев); кнопки для работы с цепочкой из двух слогов – по две кнопки пять раз,  из трех кнопок пять раз; карты для формирования слога со сменой гласных; карты формирования слога со сменой согласных; карточка для формирования закрытого слога, карта для формирования закрытого слога со сменой согласных, карта для работы над слогами со стечением согласных.

Для того, чтобы работать со словами, нужны карты для формирования слов. У нас 13 классов слов. Если класс из двух слогов, нужно класс разделить на две части, и одна часть будет с первым ударным, а вторая со вторым ударным. Для того чтобы сформировать навык произнесения чего-то правильно в слове нужно примерно 30 слов. Мы берем 5-6 карт по 6 картинок (репа, жаба, туча и т.д.)

Типы нарушения слоговой структуры слова

Дети могут говорить только ударным слогом (например, вместо машина только ши), или держать структуру слова, но неправильно наполнять его.  Если у ребенка есть только один слог, и нет остальных – это афферентный тип, т.е. нет переключения, только самый звучный (ударный или первый слог), а если есть структура слова, но нет наполнения, то это эфферентный  тип.

Способ формирования слоговой структуры.

Ритмы соотносятся на слух и с помощью зрительной опоры. Ритмы нам дают слого-ритмическую основу слов – ту базу, в которую мы потом введем кирпичики слоги и получим слова. Ритмы всегда отрабатываются на два шага раньше, чем слоги.  В этой работе могут помочь и музыкальный руководитель и физ. инструктор.

В онтогенезе слоговые цепочки сначала формируются как однотипные, достаточно длинные, долгие, а потом разные. Наша задача состоит в соединении ритма («замочков»)  со слогом.

Каждое занятие нужно начинать с пропевания гласных: это является и обучающим этапом , и  разминкой.

В каждый ритм вкладываются несколько классов

—  в ритм  два с первым ударным помещается I тип,  IV, V класс, VI класс и XII класс; в ритм два со вторым ударным помещаются  те же  классы)

— ритмы три слога с первым ударным, три слога со вторым ударным, три слога с третьим ударным  укладываются  II,VII,VIII, IX и X классы

— ритм с одним слогом соответствует III и XI классам.

Дальше идет работа над количеством и силой удара «замочков»:

— отрабатываются понятия «один – много»,

— отрабатываются понятия «громко – тихо»

Потом идут разные комбинации громко — тихо, потом на ротики замочки, молчим – работают руки.

— Как стучит зайка лапкой по пенечку? Как коза стучит копытом? И т.д..

Виды работ

– прямое соотнесение образа с ритмом: я как зайка слушайте, потом вместе со мной все хлопают как зайка, по одному, все вместе. Потом на ритме два со вторым ударным: я как коза слушайте, слушайте, потом вместе со мной все хлопают как коза, по одному, все вместе.

Потом вкладываем 36 слов  в ритм два с первым ударным, а с ритмом два со вторым ударным мы начинаем  работать изолированно, готовить его начинаем со словами  два со вторым ударным. Начинаем отрабатывать слова с двумя и вторым ударным,  а ритм отрабатываем три с первым  ударным и т.д.

Как какаду щелкает клювом? Как собака машет хвостом? Как курица хлопает крыльями?

дифференциация ритмов с опорой на образ: я как коза, все как коза, я как зайка – все как зайки.

— дифференциация с опорой на слух хлопок  — как кто? Цепочка, кто был первый, кто второй. Анализ цепочки ритмов. Запоминание цепочки, воспроизведение цепочки на слух. Кто был первый, а второй? И т.д.

— соотнесение:  найдите картинки, которые можно отдать киту (предварительно прохлопать несколько разных слов – коза, рак, волосы, сад).

Если не сформирован ритм два со вторым ударным, то и слова мы не можем брать. Сначала формируем ритм, потом в этот ритм в данной последовательности вкладываем слово, вводим туда ударность и получаем слово – получаем смысл. Начинаем формировать лексический код.

Лексический код формируется ассоциативно, т.е. каждое слово дам дает дорожку, по которой мы идем и находим другое слово. Ассоциации могут быть самые разные. Например, если мы работаем с дошкольниками и используем слова одной части речи – то мы  формируем  синтагматическую связь, а формируя цепочки из разных частей речи, мы получаем  парадигматические связи, что является  это основой  мышления.

Смолякова Лариса волонтёр – логопед АДЛ