C психологом Алчевской духовной лечебницы Клим* занимается с прошлого учебного года по сегодняшний день.
Мальчик на учёте с диагнозом аутизм и задержка психо-речевого развития.
Результаты диагностики:
— повторяющиеся действия в поведении;
— практически отсутствует коммуникативное использование речи;
— отсутствует зрительный контакт; взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.
— поведение определяет импульсивность (первые занятия влетал в кабинет, хватая по пути предметы, не обращая внимания на взрослых и замечания);
— внимание неустойчиво;
— не выговаривает множество звуков.
— речь бедная, невнятная,
— речь не используется для взаимодействия с людьми.
В октябре 2016 года:
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Не может вырезать картинки. Буквы и числа пишет с помощью взрослого. Дополняет недостающие детали к картинке. Собирает пазлы. Строит простые фигуры из конструктора. Бьет молотком по гвоздю (развивающая игра «Стучалочка»). С трудом воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры с помощью взрослого.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Не использует в речи синонимы, антонимы; не использует слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает, но только с помощью взрослого пишет печатные буквы алфавита. Не определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, не определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова).Не определяет ударные слоги, гласные. Не понимает значение слов звук, слог, слово. Не различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Рассказывает небольшие стихотворения.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
С помощью взрослого пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. С помощью взрослого умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Слабо ориентируется на листе бумаги.
Не называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Не дает им описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: При показе ребенку по очереди картинок, ребенок не запоминал их. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.
Называет свое имя, фамилию. Адрес, имена родителей и их профессии не называет.
МЫШЛЕНИЕ:
Уже умеет классифицировать предметы, но не называет сходства и различия между предметами и явлениями.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:
Ребенок знает названия некоторых диких и домашних животных. Не имеет представления о хищных и травоядных животных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний — о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок не ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ – отсутствует мотивационная готовность к школе. Произвольность поведения не сформирована. Интеллектуальная готовность – ниже среднего. Субординация со взрослыми отсутствует. Внутренняя позиция школьника не сформирована.
Коррекционная работа в таком возрасте уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов.
Ребенку показаны индивидуальные занятия.
Цели занятий:
Основная цель:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, т.е. развитие социальных навыков;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
На первых занятиях ставилась цель – установление контакта с ребенком, приучение его к новому месту и незнакомому взрослому-психологу. Установление атмосферы доверия и безопасности.
Контакт устанавливался через любимые ребенком игры. В момент получения положительных ощущений ребенок испытывал удовольствие, которое проявлялось в поведении и целеустремленности (при попытке переключить внимание на что-либо другое, он настаивал на продолжении этого понравившегося занятия, если попытаться запретить — то бурно выражал протест).
Были использованы арттерапия и игротерапия: с красками, пластилином, со звуками, конструктором, пазлами, лото. Наиболее положительную реакцию вызвали игры с конструктором и пазлами.
В коррекционной работе были применены также: песочная терапия, игровая терапия, арт-терапия, музыкотерапия (классика для детей, звуки природы) — используется как фон, игры с конструктором, развитие тактильных ощущений (занятие для пальчиков на специальном тренажере, пальчиковая гимнастика, поглаживания и т.д.) Занятия проходят в специально оборудованной игровой комнате, индивидуально. Игрушки подобраны специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки, стол для игры с песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д.
Предлагая ребенку поиграть конструктором, мы решаем такие задачи, как развитие мелкой моторики, пространственного воображения. Стимулируется развитие логического и образного мышления, тренируется память и внимание. Ребенок приучается к усидчивости и аккуратности, улучшается координация движений.
В игре с конструкторами легко осваиваются такие важные понятия, как размер, форма, цвет.
На коррекционных занятиях с Климом активно используются пазлы. Пазл – это игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. В процессе собирания картинки ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Движения пальцев и рук становятся более точными. В будущем это поможет ребенку научиться писать. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, это обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. Ребенку необходимо уметь образно представить то, что он должен собрать.
На занятиях используются и игры в лото.
Цель: познакомить ребенка с понятием очередность, учить выделять главное и замечать сходства, а также общаться со взрослыми и сверстниками.
Сюжеты: лото — это животные, еда, бытовые предметы, азбука. Игра в разнообразные лото способствует развитию у ребенка кругозора и расширяет словарный запас.
Очень хотелось бы отметить пользу песочной терапии. ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия.
На первых занятиях с песком, Клим брал одну фигуру и закапывал ее в песок. Постепенно количество фигур увеличилось. Сначала появились неживые фигуры, затем начали появляться фигурки животных.
Итог:
На последних занятиях во время песочной терапии ребенок начал использовать фигурки людей. Строит простой сюжет. Поведение стало более произвольным. Заходя в кабинет, сразу садиться за стол. Не всегда с желанием, но выполняет предложенные задания. Называет цвета, название фруктов, овощей, предметов мебели, посуду. Непродолжительно смотрит в глаза. При просьбе подает руку. В ответ на приветствие здоровается (но не всегда). При прощании говорит «до свидания» (при напоминании). Начал смотреть на себя в зеркало. Улыбается себе, строит рожицы, любуется собой. Стал аккуратнее выполнять штриховку, обводить контуры предметов. Нарисовал фигуру лягушки, прорисовал глаза, рот, нос, уши. Проявляет интерес к рисованию разноцветными карандашами. Трудно понять изображение рисунка, но Клим называет, что он хотел изобразить.
В садике, по словам родителей, делает иногда своеобразные попытки для контакта с детьми.
В последнее время родители ограничивают доступ ребенка к компьютеру, в ответ идет резко негативная реакция со стороны ребенка. С января месяца, со стороны родителей наблюдается желание сотрудничать с психологом. Выполняют домашние задания с ребенком, ежедневно занимаются дома, стараются придерживаться определенного режима.
Рекомендуется на повторный год остаться в садике и продолжить коррекционные занятия в Алчевской духовной лечебнице.
*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности
Сидорова Инна, психолог Алчевской духовной лечебницы