В Алчевской духовной лечебнице вот уже полгода как введены занятия английским языком для обучения гиперактивных детей и детей группы риска. В основном это интерактивная и игровая форма занятий, разрабатывающаяся для ребят, посещающих классы общеобразовательной школы. Обучающий процесс происходит посредством систематической организации взаимодействия с каждым конкретным ребёнком в соответствии со следующими направлениями:
- Повышение учебной мотивации:
- применение системы поощрений;
- использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания),
- Обучение старшими учащимися — более младших школьников,
- повышение самооценки учащихся.
- Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
- реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности);
- снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
- инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
- применение мультисенсорных техник обучения;
- проверка знаний – в начале урока;
- избегание категоричных запретов.
- Развитие дефицитарных функций:
- повышение уровня внимания;
- снижение импульсивности;
- снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля).
- Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке:
- отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
- обучение приемам структурирования учебного времени;
- отработка навыков самоконтроля;
- обучение техникам самоуправления.
Приведём пример результативности занятий нескольких ребят, обучающихся в течение полугода. Имена детей изменены в интересах конфиденциальности.
Имя ребёнка | Цели обучения | Результат |
Сергей | Познакомить с алфавитом;Обучить начальным навыкам чтения, письма, устной речи;Поддержать интерес ребёнка к английскому языку. | Мальчик уверенно знает все буквы; может прочитать простые слова с разными типами слогов; в письменной речи ещё не сформирован навык передачи печатных букв в прописные в полном объеме. |
Наталья | Развивать коммуникативную компетенцию;Обучить навыкам чтения, восприятия и понимания речи на слух | Девочка может отвечать и задавать вопросы, используя изученные ранее грамматические конструкции;тяжело даётся переключение с одной темы на другую; |
Ирина | Обучить правилам образования и употребления грамматических времён;Развивать навык чтения с извлечением основной информации | Выполняет простые грамматические упражнения с опорой на образец;Возникают сложности с пониманием текстов (причина: бедный словарный запас) |
Андрей | Систематизировать знания по грамматике;Развивать навыки чтения с полным пониманием содержания, восприятия и понимания речи на слух, письма. | Мальчик различает основные грамматические категории, умеет их правильно применить;В переводе текстов различает однокоренные слова, определяет часть речи;Может применять полученные навыки в письменной и устной речи. |
Степан | Развивать коммуникативную компетенцию, навыки восприятия и понимания речи на слух, чтения с извлечением основной информации | Мальчик может использовать простые разговорные фразы без опоры на образец; воспринимает и понимает речь со знакомой лексикой на слух, понимает текст с минимальным количеством незнакомых слов |
Чурилова Лариса, волонтер Алчевской Духовной лечебницы