С сентября 2015 года, как логопед Алчевской духовной лечебницы, я провожу логопедическую работу с детьми, имеющими различные речевые проблемы. Основное внимание уделяю работе с неговорящими детьми.
Существуют определенные предпосылки развития речи, ориентируясь на которые выстраивается система работы логопеда. Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своими этапами (воспроизвести речевой онтогенез).Также важно пройти этап различения неречевых звуков, а затем плавно перейти к речевым, формируя тем самым фонологический код.
С неговорящими детьми, посещающими Алчевскую духовную лечебницу я использую метод Т.Н.Новиковой – Иванцовой, который применим при всех формах алалии, аутизме, ДЦП и других диагнозах. Эффективность метода близка к 100 %.
Прежде всего, следует отметить, что работа ведется с сохраненным во всех случаях тактильных каналом восприятия. Ребенок находится прижатым к матери, а она пропевает определенные мелодии, произнося гласные звуки (гуление). Ребенок через некоторое время начинает подпевать сначала сопряжено, затем самостоятельно. Затем добавляются согласные звуки, произносятся слоги (этап лепета).
Таким образом, у нас образуются слоги, произносимые в определенном ритме, формируется база языка.
В зависимости от тяжести дефекта эффект появляется через определенное время (от 2 неделей, 2-3 месяцев).
С сентября 2015г. по конец марта 2016г. у неговорящих детей появились такие результаты:
Этапы | гуление | лепет | звуковые комплексы | слова |
Имя* | ||||
Яна | 10.03.2016 | |||
Константин | ||||
Светлана | 08.09.2015 | |||
Нина | 01.11.2015 | 01.03.2016 | ||
Игорь | 19 .10 2015 | 01.03.2015 | ||
Марат | 05.09.2015 | 29.10.2015 | 28.11.2015 | 02.20.2016 |
Диана | ||||
Илья | 20.03.2016 | |||
Давид |
Начало занятий: Яна — май 2015, Константин — сентябрь 2015, Светлана — октябрь 2015, Нина — октябрь 2015, Игорь — октябрь 2015, Марат — сентябрь 2015, Диана — февраль 2016, Илья — февраль 2016, Давид — март 2016.
С детьми, которые начали произносить слова, продолжается работа по накоплению словаря, формирования лексического кода — системы ассоциаций, основанной на классификации и категоризации объектов мира. Овладение лексическим кодом показатель мыслительной деятельности.
Далее идёт параллельное овладение грамматическим кодом, системой морфем, которые зависят от количества, пространства (падежи и предлоги) и времени.
И самый последний код — синтаксический, формирование фразы и переход к связной речи. Зарождение любой фразы начинается с глагола, поэтому глаголу в логопедической работе необходимо уделять самое пристальное внимание.
Кроме детей с задержкой речевого развития занятия посещают дети, нуждающиеся в коррекции звукопроизношения.
С октября по декабрь посещали занятия дети, имеющие запинки в речи. С детьми была проведена работа по выработке длительного плавного речевого выдоха, уделялось внимание ритму речи, проводились занятия по логоритмике. За время работы у детей улучшилось состояние темпо-ритмической стороны речи.
Также посещают занятия первоклассники, нуждающиеся в интенсивной пед.коррекции.
С некоторыми из детей идет работа по формированию элементарных математических представлений, обучению слоговому чтению, развитию графомоторных навыков.
На данном этапе дети владеют послоговым чтением, знают состав числа, выполняют операции сложения и вычитания в пределах 10. Улучшилось состояние мелкой моторики, дети ориентируются в пространстве, на листе бумаги.
*Все имена изменены в интересах конфиденциальности
Смолякова Лариса Николаевна, логопед БФ «АДЛ»