Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братия, матери и сестры.
Событие, о котором сегодня рассказывало нам святое Евангелие, совершилось в восьмой день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа. В святом Евангелии мы читаем: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве».
Обрезание в Ветхом Завете было священным обрядом, оно было и Таинством, посредством которого всякий новорожденный вводился в Завет с Богом. Установителем обрезания был сам Бог, который повелел первый раз совершить его Аврааму над собою и над своим семейством. И вследствие обрезания, Бог Авраама, Исаака и Иакова был и Богом обрезанного Младенца. Этим самым Младенец брал не себя обязанность исполнять всё предписанное еврейскому нарду от лица Божия, через пророка Моисея и через других пророков. Этим самым младенец обещался исполнять обряды, законы как нравственные, так и государственные, вот почему в скорости обрезание стало народным, оно было отличительной чертой каждого иудея. Обрезанием также свидетельствовалась вера пришедшего Искупителя всех грехов. Но обрезание не касалось новорожденного Господа нашего Иисуса Христа как Завет с Богом, потому что Сын Божий всегда един с Отцом Небесным, о чем сказал Сам Господь Иисус Христос: «Я в Отце и Отец во Мне». Обрезание не нужно было для Сына Божия как очищение, потому что Сын Божий родился от Духа Святого, ни единого греха не сотворил, и если Иисус Христос явился здесь на земле во плоти, то не для того, чтобы Самому достичь обрезания, очищения, но Господь пришел для того, чтобы Собою всех нас с вами очистить. Спрашивается, почему же именно сегодня в восьмой день Господь Иисус Христос обрезывается? Потому что Иисус Христос принял не только наше естество человеческое, но Иисус Христос взял наши с вами грехи и должен изглаживать их Своею правдою, и Своими страданиями. Вот почему в настоящее время, уже в Новом Завете, нет у нас с вами в восьмой день обрезания, а в сороковой день жертвоприношений. Нет у нас с вами и Крещения Иоанова, ведь Иоаново Крещение совершалось для прощения грехов, а на Иисусе Христе грехов не было, вот почему в настоящее время нет у нас и Израильской Пасхи.
А вот что пишет нам с вами апостол Павел в послании к Галатам: «Когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего (Единородного), Который родился от Жены, подчинился закону, чтобы искупить нас подзаконных, дабы нам получить усыновление». И нарекли Ему имя Иисус. В переводе с Еврейского языка Иисус – спасение. Имя дается не матерью, не праведным Иосифом, имя даётся Ангелом и еще даже до зачатия во чреве, а Ангел не мог вымыслить это имя, значит, он озвучил это имя с благословения Владыки. Вот почему апостол Павел и еще пишет: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
И вот мы теперь с вами и видим, с чего начал свою жизнь, с чего начал Господь свои земные действия, Он, Господь, который самая святость и чистота. Иисус Христос начал жизнь на земле с обрезывания, поэтому и нам с вами, нечистым, оскверненными грехами, необходимо совершить себе духовное обрезание. А потому мы с вами не закрываем наши глаза, а отверзаем наши уши, берем нож нашего христианского самоотвержения и в духе веры, во всесильном имени Господа нашего Иисуса Христа, обрезываем все то, что противно закону Божию. Только в таком случае сегодняшний наступивший новый год будет нам с вами годом новой Благодати. И с этим новым благодатным годом, мы с вами будем праздновать наши христианские праздники не как чужие, а как наши праздники — Русской Православной Церкви, и будем праздновать их всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь!
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)
Фото на заставке: http://www.pravoslavie.ru