Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братия, матери и сестры. В XVIII веке, в 1759 году, 19 июля на подсвечнике Русской Православной Церкви сияла очень яркая свеча, это Бог даровал нашей русской земле величайшего молитвенника, подвижника и чудотворца, преподобного Серафима Саровскаго, память которого мы сегодня пришли с вами в Святую обитель отпраздновать. Родителями преподобного Серафима были жители города Курска Исидор и Агафия Мошнены. Отец преподобного был купцом, он брал подряды на строительство зданий, а перед смертью он строил Собор для города Курска, но преставился, не окончив это строительство. Сына Прохора, так звали преподобного в детстве, он оставил на попечении жены Агафии, которая воспитала своего сына в глубокой вере.
Агафия Мошнина продолжала дело, начатое Исидором, по постройке Собора. Однажды она вместе с собой на стройку взяла и Прохора, который оступившись, упал с колокольни, но Бог сохранил будущего светильника земли Русской. Когда мать в тревоге спустилась вниз, то нашла Прохора невредимым.
Способный отрок Прохор был очень старательным, с хорошей памятью, поэтому очень скоро научился грамоте, любил читать своим сверстникам Священное Писание, жития святых. Но больше всего Прохор любил посещать Храм Божий, любил молиться и читать Евангелие уединенно. В одно время Прохор заболел тяжелой болезнью, ему Царица Небесная явилась во сне и сообщила, что Она посетит его и исцелит. И в скорости был по городу Крестный Ход с иконой Божией Матери «Знамение». И этот ход проходил мимо их дома. Мать на руках вынесла Прохора к иконе, он приложился к образу Божией Матери и стал поправляться. Все время Прохор вынашивал в себе желание посвятить себя Богу и монашескому чину, чему мать не препятствовала, и благословила Прохора большим медным крестом, который преподобный всю жизнь носил на своей груди. В скорости Прохор с паломнической группой пешком отправились из Курска в Киев. В Киеве Прохор обратился к подвижнику Китаевской пустыни, затворнику, монаху Досифею, который благословил отрока взять на себя подвиг и проводить этот подвиг в Саровской пустыне.
После возвращения домой Прохор окончательно попрощался с матерью и 20 ноября 1778 года он прибыл в Саровскую пустынь, здесь настоятелем был преподобный Пахомий, который с радостью принял уже юношу, вручив его попечению старца Иосифа. Под руководством старца Иосифа Прохор проводил послушания в монастыре: будучи келейником Иосифа, трудился в пекарне, просфорне, нес послушание в столярне, нес послушание пономаря, и, служа и исполняя послушания, как у самого Господа, а постоянными трудами он ограждал себя от лени. И по примеру других монахов, которые в то время удалялись в лес для молитвы, с благословения своего духовника и Прохор начал удаляться в лес для постоянной Иисусовой молитвы.
Через несколько лет Прохор принимает сан иеродиакона, и в этом звании он нёс послушание при Церкви своей обители. В одно из Богослужений, которое совершали настоятель Евфимий и Иосиф в Чистый четверг, будучи иеродиаконом, после исполнения тропарей, перед словами: «Спаси, Господи, благочестивыя» и в превозношении слов: «И во веки веков», когда Прохор поднял свои очи, он увидел Господа нашего Иисуса Христа, который шел по воздуху от западных врат к алтарю.
Самым недопустимым считал преподобный Серафим Саровский – уныние.
В 1793 году преподобный Серафим был рукоположен в иеромонаха и при смерти своего настоятеля, он взял предсмертное благословение Пахомия, который благословил преподобного Серафима нести подвиг пустынника. До сего времени в Дивеевской обители есть пустынька, которая называется пустынькой преподобного Серафима Саровского. Руководясь старчеством, всех приходивших к преподобному Серафиму Саровскому за благословением преподобный благословлял нести свой подвиг, прежде всего — в послушании, т. е. каждый человек должен руководить себя послушанием. Чему и был предан до конца своей жизни преподобный Серафим Саровский. Он каждому говорил, чтобы подвиг нести святоотечески, т. е. не брать на себя в миру подвигов выше своих сил.
Самым недопустимым считал преподобный Серафим Саровский – уныние. Что такое уныние? Это, я считаю – безразличие, а разве может быть безразличие в деле спасения, не может быть! Почему сам Серафим Саровский, всегда преисполнялся радостью и желал наполнять радостью всех окружающих, тех, кто к нему приходил, всегда говоря: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Считают все, что преподобный Серафим Саровский по праву должен называться учеником Божией Матери. Трижды Божия Матерь спасала преподобного Серафима от смертоносных болезней, Она являлась ему, наставляла его. А однажды, когда Божия Матерь, находясь у одра преподобного Серафима Саровского, указывала на него Иоанну Богослову, сказала о преподобном Серафиме: «Сей — нашего рода!».
Братья и сестры, если преподобный Серафим является от рода Божией Матери, дай Бог, чтобы и мы с вами были от рода преподобного Серафима Саровского, которому сегодня подобает всякая слава, честь и поклонение, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь!
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)