Воспитание детей — кропотливый труд. В Алчевскую духовную лечебницу обращаются родители, которые сталкиваются с проблемами детского и особенно подросткового поведения, особенностями развития памяти, внимания, мышления, речи детей. Каждой семье, обратившейся в Лечебницу с проблемой, предоставляется первичная консультация, проводится психологическая диагностика ребенка и детско-родительских отношений, и на этом основании составляется индивидуальная коррекционная программа. Приведём некоторые примеры детских проблем.
Артем* – нарушение речи, эмоциональная напряженность (повышенная тревожность, недоверие к окружающим, низкая мотивация к успеху).
Андрей – нарушение развития речи (говорит нечленораздельно, не использует в речи предложения), нарушение развития эмоционально-волевой сферы (быстрое психическое утомление ребенка, по сравнению со сверстниками; избегание социальных контактов, нет стремления к общению, отсутствие эмпатии; в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого). Развитие познавательных процессов не соответствует возрастной норме.
Виталий – нарушение развития речи, нарушение развития эмоционально-волевой сферы: поведение определяет импульсивность, недостаточность зрительного контакта; взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная, повторяющиеся действия в поведении. Развитие познавательных процессов не соответствует возрастной норме.
Кирилл – нарушение развития речи, нарушение развития эмоционально-волевой сферы: искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения, игры и творчество носят специфический характер, частичный отказ от общения с окружающими, повторяющиеся действия в поведении, фиксация на лицах мимолетная. Развитие познавательных процессов не соответствует возрастной норме.
Илья – нарушение развития речи, слабо развита мелкая моторика кистей и пальцев рук, имеет недостаточное представление об окружающем мире. Интеллект сохранен.
Ирина – нарушение развития речи (полное отсутствие речи), нарушение развития эмоционально-волевой сферы: быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками, явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств, повышенная тревожность, выражается в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению, агрессивность (ребенок с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых), выраженное недоверие к окружающим (проявляется как враждебность), чрезмерная импульсивность ребёнка (слабый самоконтроль и недостаточная осознанность своих действий). Развитие познавательных процессов не соответствует возрастной норме. Слабо развита мелкая и крупная моторика.
Елена – нарушение развития речи, нарушения внимания (трудности его удержания, отвлекаемость, частое переключение); слабо развита мелкая моторика пальцев рук и кистей, недостаточное представление об окружающем мире. Интеллект сохранен.
Виктор – нарушение развития речи, нарушение развития эмоционально-волевой сферы: эмоциональная напряженность (повышенная тревожность, недоверие к окружающим, низкая мотивация к успеху), слабо развита мелкая моторика пальцев рук и кистей.
Артур – нарушение развития речи, незрелость эмоционально-волевой сферы: Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками. Демонстрирует явное негативное отношение к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств. Недостаточная сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания. Слабо развита мелкая и крупная моторика.
Сергей — нарушение развития речи (речь не внятная, не использует предложения), слабо развита мелкая моторика пальцев рук и кистей, нарушение развития эмоционально-волевой сферы: быстрое психическое утомление ребёнка, чрезмерная импульсивность ребёнка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств. Развитие познавательных процессов, не соответствует возрастной норме.
Денис – нарушение развития речи, слабо развита мелкая моторика пальцев рук и кистей. Быстрая утомляемость.
Геннадий – нарушение развития эмоционально-волевой сферы, ПТСР (последствия неправильного воспитания и частых стрессов). Плаксивость, раздражительность, повышенная тревожность. Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Низкая самооценка.
Захар – нарушение развития речи, нарушение развития эмоционально-волевой сферы: Неготовность и нежелание преодолевать трудности, повышенная тревожность, ПТСР (последствия военных действий в регионе), чрезмерная импульсивность ребёнка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Интеллект сохранен.
Занятия с детьми проводятся в индивидуальной форме.
Коррекция детских нарушений происходит в форме игровой терапии, с привлечением положительных эмоций. На занятиях широко применяются методы арт-терапии (изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия). Ведется работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика, собирание мозаики, манко-терапия, аппликация, различные виды конструирования). Используются в играх упражнения, развивающие навыки самообслуживания: завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д.
Для снятия психоэмоционального напряжения применяются элементы музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление контакта с людьми.
Для развития познавательных процессов используются специальные игры и упражнения, развивающие произвольное внимание, слуховое восприятие, математические навыки, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Упражнения для совершенствования восприятия цвета и формы, моторной и зрительной памяти.
Проводится консультативная работа с родителями.
Итог: практически у всех детей на занятиях наблюдается снижение психического напряжения, исчезает тревожная импульсивность поведения, появился интерес к занятиям. Повышается концентрация внимания, расширяются сведения об окружающем мире.
Коррекционная работа детского психолога направлена на нивелирование нежелательного психоэмоционального состояния и поведения, развитие адаптивных способностей и познавательных процессов. Залогом успеха является систематичность занятий и сотрудничество семьи с психологом.
* Все имена изменены в интересах конфиденциальности
Инна Сидорова, психолог-волонтёр АДЛ