Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

В продолжение темы применения кинетического песка в практике психолога Алчевской духовной лечебницы

Одним из методов коррекции обнаруженных нарушений развития личности ребёнка, является интегративная модифицированная терапия на основе кинетического песка.Игры с кинетическим песком   решают коррекционные и развивающие задачи, и также используются  для нормализации актуального эмоционального состояния у детей. Кроме этого, игры с песком являются одной  из форм естественной активности ребёнка.

Пример из практики

В Алчевскую  духовную лечебницу обратились родители девочки 7 лет с жалобами на неусидчивость и не внимательность ребенка, частое переключение с одного занятия на другое, трудности с усвоением нового материала, импульсивность, невнятную речь.

Психологическая диагностика показала следующие проблемы у ребёнка: трудности концентрации внимания и его удержания, малая избирательность, отвлекаемость с неусидчивостью, частое переключение внимания; нарушение самоконтроля и саморегуляции, провоцирующий характер поведения, повышенная утомляемость, высокая тревожность, низкий уровень развития мелкой  и крупной моторики.

Были отмечены отдельные черты общей эмоциональной и волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

По итогам диагностики была составлена коррекционная программа.

Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля, произвольности поведения. Этот навык очень важный для формирования  эмоционально-волевой сферы ребёнка, его социализации и коммуникации.

Формирование самоконтроля, произвольности поведения у ребёнка, невозможно без снятия тревожности, беспокойства.

С целью улучшения эффективности коррекционного воздействия, в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, для снятия эмоционального напряжения, установления доверительных отношений с ребёнком, а также развития мелкой моторики рук,  — психологическая помощь началась с арттерапии, были разработаны занятия с кинетическим песком.

Терапевтический  эффект игры с песком  впервые был замечен швейцарским психологом      и философом Карлом Густавом  Юнгом, который утверждал, что процесс «игры в песок высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности  самоисцеления, заложенные в человеческой      психике».

Очень важный момент в организации игр с кинетическим песком заключается в том, что нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, на смену старому всегда приходит новое. Повторяя эти действия, ребенок достигает состояния равновесия, у него уходит страх и снижается тревожность.

Приводим некоторые из игр, использованные на занятиях с данным ребёнком.

Игра «Рисуем палочкой»

Данная игра особенно подходит для неспокойных, эмоциональных детей.

Цель игры: развитие усидчивости, внимания, фантазии.

Ребенку предлагается порисовать на песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель игры: снижение психофизического напряжения.

Ребёнка  просим по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

  • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
  • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
  • перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — …»

Можно предложить ребёнку описать и сравнить  ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Игра «Подземные жители» («Кроты»)

Цель игры: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно   знакомим ребенка с животными, обитающими под землей.

Ход игры:

—  Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого  раскапываем  руки друг друга (можно  использовать  палочки, кисточки).

2-й вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Игра «Песочные прятки»

Цель игры: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Первый вариант. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь   раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, можно показать ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант. Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно.

Предварительно желательно побеседовать с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Инструкция: В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Игра «Угадай на ощупь»

Цель игры: Развитие мышления, моторики.

Ход игры: Ребенок отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

В результате занятий, было отмечено, что у девочки улучшилась концентрация внимания. Она стала лучше управлять своими эмоциями и действиями (улучшился самоконтроль, произвольность поведения,  в ходе выполнения заданий), снизился уровень тревожности. Эмоции стали  позитивными, более устойчивыми  в общении со взрослыми и детьми.

Родители девочки также сделали вывод, что игра с кинетическим песком позитивно влияет на эмоциональное состояние ребенка и является прекрасным средством для его развития и саморазвития. Добавим то, что песочная терапия помогает улучшить результаты комплексной помощи особым детям и детям группы риска, а также используется как подготовительный этап для работы с другими корекционно-развивающими методиками в практике психолога и логопеда.

IMG_20200420_105439 IMG_20200420_105502 IMG_20200420_105509 IMG_20200420_105529 IMG_20200420_105702

Инна Сидорова, психолог АДЛ