Психологический практикум в Алчевской лечебнице

помощь психолога

C психологом Алчевской духовной лечебницы Клим* занимается с прошлого учебного года по сегодняшний день.

Мальчик на учёте с диагнозом аутизм и задержка психо-речевого развития.

Результаты диагностики:  

— повторяющиеся действия в поведении;

— практически отсутствует коммуникативное использование речи;

— отсутствует зрительный контакт; взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная.

— поведение определяет импульсивность (первые занятия влетал в кабинет, хватая по пути предметы, не обращая внимания на взрослых и замечания);

— внимание неустойчиво;

— не выговаривает множество звуков.

— речь бедная, невнятная,

— речь не используется для взаимодействия с людьми.

В октябре 2016 года:

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Не может вырезать картинки.  Буквы и числа пишет с помощью взрослого. Дополняет недостающие детали к картинке.  Собирает пазлы. Строит простые фигуры из конструктора. Бьет молотком по гвоздю (развивающая игра «Стучалочка»). С трудом воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры с помощью взрослого.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Не использует в речи синонимы, антонимы; не использует слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает, но только с помощью взрослого пишет  печатные буквы алфавита. Не определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, не определяет   место звука в слове (начало, середина, конец слова).Не определяет ударные слоги, гласные. Не понимает значение слов звук, слог, слово. Не различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Рассказывает небольшие стихотворения.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

С помощью взрослого  пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. С помощью взрослого умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Слабо ориентируется на листе бумаги.

Не называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Не дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: При показе  ребенку по очереди   картинок, ребенок не запоминал их.  Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

Называет свое имя, фамилию. Адрес, имена родителей и их профессии не называет.

МЫШЛЕНИЕ:

Уже умеет классифицировать предметы, но не называет сходства и различия между предметами и явлениями.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Ребенок знает названия некоторых  диких и домашних животных. Не имеет представления о  хищных и травоядных животных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний — о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок не ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ – отсутствует мотивационная готовность к школе. Произвольность поведения не сформирована. Интеллектуальная готовность – ниже среднего. Субординация  со взрослыми отсутствует. Внутренняя позиция школьника не сформирована.

Коррекционная работа в таком возрасте уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов.

Ребенку показаны индивидуальные занятия.

Цели занятий:

Основная цель:  

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, т.е. развитие социальных навыков;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

На первых занятиях ставилась цель – установление контакта с ребенком, приучение его к новому месту и незнакомому взрослому-психологу. Установление атмосферы доверия и безопасности.

Контакт устанавливался через  любимые  ребенком игры. В момент получения положительных ощущений ребенок  испытывал удовольствие, которое  проявлялось в поведении  и целеустремленности  (при попытке переключить внимание на что-либо другое, он   настаивал на продолжении этого понравившегося занятия, если попытаться запретить — то бурно выражал протест).

Были использованы арттерапия и игротерапия: с красками, пластилином, со звуками, конструктором, пазлами, лото. Наиболее положительную реакцию вызвали игры с конструктором и пазлами.

IMG_0097

В коррекционной работе были применены также: песочная терапия, игровая терапия, арт-терапия, музыкотерапия (классика для детей, звуки природы) — используется как фон, игры с конструктором, развитие тактильных ощущений (занятие для пальчиков на специальном тренажере, пальчиковая гимнастика, поглаживания и т.д.)  Занятия проходят  в специально оборудованной игровой комнате, индивидуально. Игрушки подобраны специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки,  стол для игры с   песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д.

Предлагая ребенку поиграть конструктором, мы решаем такие задачи, как  развитие мелкой моторики, пространственного воображения.  Стимулируется развитие логического  и образного  мышления, тренируется память и внимание. Ребенок приучается к усидчивости и аккуратности, улучшается координация движений.

В игре с конструкторами легко осваиваются  такие важные понятия, как размер, форма, цвет.

На коррекционных занятиях с Климом активно используются пазлы.  Пазл – это  игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. В процессе собирания картинки  ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Движения пальцев и рук становятся более точными.  В  будущем  это поможет ребенку  научиться писать. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, это  обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. Ребенку необходимо уметь образно представить то, что он должен собрать.

На занятиях используются и игры в лото.

Цель: познакомить ребенка  с понятием очередность, учить выделять главное и замечать сходства, а также общаться со взрослыми и сверстниками.

Сюжеты:   лото — это животные, еда, бытовые предметы, азбука. Игра в разнообразные лото  способствует  развитию  у  ребенка  кругозора и расширяет  словарный запас.

Очень хотелось бы отметить пользу песочной терапии. ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия.

На первых занятиях с песком, Клим брал одну фигуру и закапывал ее в песок. Постепенно количество фигур увеличилось.  Сначала появились неживые  фигуры, затем начали появляться  фигурки животных.

Итог:

На последних занятиях  во время песочной терапии ребенок начал использовать фигурки людей.  Строит  простой сюжет. Поведение стало более произвольным. Заходя в кабинет, сразу садиться за стол. Не всегда с желанием, но выполняет предложенные задания. Называет цвета, название фруктов, овощей, предметов  мебели, посуду. Непродолжительно смотрит в глаза. При просьбе подает руку. В ответ на приветствие здоровается (но не всегда). При прощании говорит «до свидания» (при напоминании). Начал смотреть на себя в зеркало. Улыбается себе, строит рожицы, любуется собой. Стал аккуратнее выполнять штриховку, обводить контуры предметов. Нарисовал фигуру лягушки, прорисовал глаза, рот, нос, уши. Проявляет интерес к рисованию разноцветными  карандашами. Трудно понять изображение рисунка, но Клим называет, что он хотел изобразить.

IMG_0099

В садике, по словам родителей, делает иногда своеобразные попытки для контакта с детьми.

В последнее время родители ограничивают доступ ребенка к компьютеру, в ответ идет резко негативная реакция со стороны ребенка. С января месяца, со стороны родителей наблюдается желание сотрудничать с психологом. Выполняют домашние задания с ребенком, ежедневно занимаются дома, стараются придерживаться определенного режима.

Рекомендуется на повторный год остаться в садике и продолжить коррекционные занятия в Алчевской духовной лечебнице.

*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности

Сидорова Инна, психолог Алчевской духовной лечебницы

Мы в социальных сетях