Каждый особый ребёнок, в Алчевской духовной лечебнице получает свой уникальный шанс для развития личности, несмотря на диагноз. Реализация данной стратегии стала возможна благодаря созданию специальной реабилитационной среды, включающей в себя комплексную инфраструктуру учреждения, квалифицированные кадры, владеющие специальными технологиями коррекционной работы. Например, песочная терапия и её многогранность влияния на личность.
Песочная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее популярных развивающих и терапевтических методов в реабилитации особых людей.
В Алчевской духовной лечебнице, благодаря этому виду арттерапии, удалось разговорить «неговорящих» и расшевелить очень «зажатых». Сейчас пойдет речь об индивидуальных занятиях песочной терапией с нашим воспитанником старшей группы Алексеем. Выражаясь словами Пабло Пикассо: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».
Картина из песка, форма, символы, метафоры – это язык из бессознательного, который содержит особые смыслы для каждого человека, создающего эти песочные рисунки. Лёша, выражая себя с помощью образов на песке, помогает нам без слов понять его внутренний мир, его переживания в настоящем, источники этих переживаний в прошлом, и возможно, построить планы на будущее.
На первом занятии песочной терапии Лёша очень стеснялся, даже боялся песка и прикосновений к нему. Но на последующих индивидуальных занятиях, шаг за шагом Алексей научился доверять и отпускать страх, со временем он стал рисовать, причём в расслабленном состоянии и весёлом настроении. Это его победа, одна из многочисленных побед в мастерских лечебницы.
Первый рисунок Алексея был непроизвольным, в ходе нашего диалога и уточняющих вопросов, к силуэту рисунка добавились глазки, ротик и ушки, получился сидящий малыш. Как оказалось, он изобразил слишком маленьким самого себя, неуверенного. После этого, Лёша сам, без помощи учителя, рисовал цветок, самостоятельно выводя лучик в каждом лепестке. Рисунок получился очень позитивным и сам художник находился в хорошем настроении, открыто и с улыбкой глядя на мир, особыми детскими глазами. Сразу приходят на ум слова И.В.Гёте: «Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать…».
Очередная встреча с Алексеем ознаменовалась морским рисунком. Наш старательный воспитанник, повторяя на первых порах движения учительской руки, так же смог затем изобразить свою морскую фантазию. Нарисовав медузу, Лёша решил поместить её среди водорослей и морских камешков, рисование проходило очень медленно, с размышлениями. Чувствовалось, как с каждым новым штрихом, Алексей расправляет плечи и облегчённо вздыхает. Отпечатки пальцев на песке – это был финальный штрих рисунка. Лёша счастливыми глазами смотрел на свою работу, и впервые его улыбка была уверенной, осмысленной улыбкой победителя! Занятия в нашей мастерской продолжаются под девизом А.Эйнштейна: «Творчество заразительно. Распространяйте его»!
Екатерина Заикина, педагог АДЛ