Что такое мультик? Любимое детское развлечение — улыбнетесь вы. Конечно — но не только! Мультфильм — это и развлечение, и лечение, и поиск себя, и развитие, и еще много чего. Убедимся в этом на примере.
Отчего счастлива жирафа?
Уникальная мультипликационная студия «Счастливая жирафа» существует в Алчевской духовной лечебнице Учебно-Просветительского центра имени прп. Нестора Летописца. За восемь лет существования студии особенные дети, которые в ней занимаются, получают самое главное — живое общение в дружном коллективе, приправленном творческой работой, которая раскрашивает их будни невероятными моментами личных побед и преодолений своего «не могу». Руководитель мультстудии Анна Корсун рассказала, с чего все начиналось, чего достигли и чем живет «Счастливая жирафа» сегодня.
— Первый мультфильм делали на «мыльницу» или вэб-камеру, сейчас не вспомню, — поделилась Анна. — Отправили работу на конкурс и выиграли грант, на него и купили первый фотоаппарат. Сейчас ребятами в разных техниках уже создано более 15 мультфильмов — многие из них отмечены дипломами, грамотами и являются призерами международных конкурсов и фестивалей, начиная с 2012 года и по сей день. Но награды для ребят и взрослых не самоцель, а приятное дополнение. Главное здесь – общение, возможность творчества, а отсюда и обмен положительными эмоциями.
Весной получили диплом финалиста в номинации «Анимация» на 9-м Международном молодежном кинофестивале «Свет миру» (Ярославль), — продолжает Анна, — вышли в финал вместе с работами Союзмультфильма. Сейчас готовимся на фестиваль-конкурс в ХМАО — Югре (г.Мегион) «Таежкины сказки» и на международный детский мультипликационный фестиваль «Сюрприз» в Луганске. Участие будет на общих основаниях. Нашим воспитанникам вообще очень нравятся поездки — для них это целая история, которую все очень ждут и после еще долго вспоминают!
Для Алеши и всех-всех-всех
— Как возникают идеи для ваших мультфильмов?
— По-разному: от темы к празднику или темы конкурса, до случая. К примеру — «Мультфильм для Алеши». Нам предстоял фестиваль, тема «Сны» — в нашей группе у мальчика Сережи был брат Алеша, который не ходит, колясочник. И вот у нас началось обсуждение: что у нас в снах? И когда дошли до полетов во сне, ребята пришли к мысли: вот было бы здорово, если бы дети, которые не ходят, смогли летать и гуляли вместе с нами в снах друг друга. А возможно все это станет, если каждую ночь будет прилетать к ним волшебник и давать этим детям крылья. Так и возник сюжет мультфильма. Чтобы поддержать этих двух братьев.
— Какими техниками пользуются ребята?
— Стараемся перепробовать все. Из того, что доступно сейчас, это: перекладка (анимационная техника перекладывания частей фигуры покадрово для создания эффекта движения), сыпучая анимация, кукольная (из пластилина), классическая рисованная (относительно недавно появилась доска и мы пробуем снимать трансформацию — рисованный спецэффект превращения одного объекта в другой), рисование гуашью по пленке (взята идея рисования масляными красками по стеклу), рисование пластилином, используем фетр, ниточки — любые подручные материалы в съемках.
Фантазия – важнейший инструмент мультипликатора. Персонажи, фоны и декорации всегда индивидуальны и не похожи друг на друга. Воспитанники погружаются в сказку – историю, которую следует превратить в сценарий (с минимальным участием педагога), потому что непосредственный детский сюжет требует и простого детского воплощения.
Один за всех и все за одного
Разговаривая с Анной, наблюдаю, с каким вниманием и сосредоточенностью ребята рисуют свой будущий мультфильм. При этом тихонько, чтобы не мешать нам, общаются и шутят между собой, кто как может – словами, звуками, жестами…
— Как обычно проходят ваши занятия в студии?
— Наши воспитанники всегда настроены на работу. Мультипликатор это актер, режиссер, декоратор, художник. Это коллективная, командная работа. В начале мы обсуждаем все вместе, что будем делать. Затем ребята разбиваются на группы и, в зависимости от своих способностей и физических возможностей, каждый занят делом, в итоге дающем общий результат. Все помогают друг другу, подсказывают — взаимовыручка у ребят на исключительно высоком уровне. Если что-то не получается, терпеливо повторяют снова и снова. Ребята сами пишут сценарий, делают раскадровку, рисуют героев, фон, делают фотосъемку каждого кадра, участвуют в озвучке.
Озвучка — это сложный для нас процесс, порой записываем по слову, слогу, даже букве. А нужно передать еще и разную интонацию, разные эмоции. Участвуют у нас все, даже не говорящие. «Не хочу» у нас не бывает никогда. «Не могу» — мы убрали. Сможем. Ответственность в работе у ребят невероятная.
— Что приобретают ваши воспитанники в процессе занятий в студии?
— Прежде всего, это большая работа по их социализации. Не бояться что-то спросить, сказать, дать понять, выразить свои потребность или эмоции. Развивая самовыражение, наши воспитанники создают и оживляют свои представления о мире, счастье, учатся взаимодействовать друг с другом. Обогащается словарный запас, развивается связная речь, развивается мелкая моторика рук, познавательная активность, снижается тревожность и импульсивность, появляется уверенность в своих силах.
Когда ребята видят итог своей работы, у них горят глаза. Прокатывается общий выдох по студии, и они все аплодируют друг другу.
— Какие трудности возникают в процессе занятий в студии?
— Единственные трудности — постоянная потребность в красках, бумаге, пластилине и других принадлежностях для рисования и создания мультфильмов. Прогресс и успех у нас собираются по крупицам. Но мы не останавливаемся, упорно работаем. На создание одного трех-шестиминутного мультфильма у нас уходит около полугода.
Но наши результаты — это такое достижение! Все вместе доказываем себе, что мы можем многое.
Мария Терещенко
(Статья опубликована на страницах городской алчевской газеты «Огни»)