Художественное творчество – это во многом работа, исходящая от сердца. Оно пронизывает душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.
В прямом смысле это касается работ с пластилином, ведь каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера, особенно маленького мастера с особыми потребностями в развитии. Художественный материал «пластилин» имеет огромное значение в развитии особого ребенка и эффективно применяется на развивающих занятиях в Алчевской духовной лечебнице. Ничто так не развивает моторику детской руки, как лепка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Кроме того, при изучении букв, легче запоминается графический образ буквы, когда он прорисован пластилином.
Зачастую дети не любят рисовать карандашом или писать ручкой, потому что приходится прилагать большие усилия. Легче рисовать красками, используя свои пальчики, или кисточки. Пластилин в этом смысле так же незаменим, потому что это мягкий материал и при неудаче можно легко начать сначала.
Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в дошкольном возрасте являются для ребенка дополнительным речевым органом. Занятия пластилинографией развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи, что очень помогает логопедам Алчевской духовной лечебницы. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной. Поэтому пластилинография благоприятно влияет на развивающийся вербальный аппарат ребенка, помогая творческому самовыражению и поиску ребёнка.
Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность, ориентировку в пространстве, просодические компоненты речи.
Логопедические занятия в Алчевской духовной лечебнице всегда необычны и захватывающе интересны. Разнообразие применяемых методик позволяет ребёнку погружаться в задания, как в сказку, а пластилиновая живопись и изучение букв с помощью пластилина позволяют также показать родителям множество вариантов закрепления пройденного материала в совместном семейном творчестве!
Лариса Смолякова, логопед АДЛ