Лицевое шитье – искусство-невидимка.
Будто желая навсегда остаться в прошлом, оно прячется от пытливого взгляда даже самого усердного любителя древностей, неспешно обходящего музейные залы древнерусского искусства. Вот мелкая пластика, вот чудеса средневекового ювелирного дела, а вот гармония линий и красок древнерусской иконы. И так, раз за разом, обходя один и тот же зал музея, открываются заинтересованному зрителю все новые примеры мастерства, веры, мысли и всей жизни прошлых поколений. Но с таким же постоянством ускользают от внимания, несмотря на свои значительные порой размеры, тканевые полотна, густо усеянные вышивкой, расположенные в том же зале по стенам. Так было и со мной, с юности любившей долго вглядываться в каждую музейную достопримечательность.
На пути к лицевому шитью
Золотошвейка, золотое шитье — какие красивые завораживающие названия, будто из русской народной сказки. Сразу представляется царевна краса — русая коса, сидящая под окошком сказочного терема и шьющая тонкой золотой нитью вплетенные в орнамент Чудо-остров с городами и церквами, небесные светила, птиц, чудищ морских и земных, деревья да цветы.А дело это и вправду дивное и сказочное! Только возьмет девица иголку в руку, а в другую руку золотую нить, так словно в царевну ту и превратится. Меняются современные джинсы на сарафан, косуха на душегрею. И всё? Так нет же. Золотое шитье открывает дверь дальше в духовное прошлое Руси и в наше незримое настоящее, в Святую Русь.
Вот попробуйте, вышейте один лишь золотой цветок, как удивительным образом оживут и обретут язык те полотна «невидимки» — музейные памятники шитья лицевого. Ошеломит, прежде всего, виртуозность техники, а затем и вся цельность уникального изобразительного языка, способного к изложению самых высоких смыслов.
В отличие от золотного шитья, шитье лицевое за 300 лет своего молчания на Руси позабылось полностью. Остались лишь чудом не уничтоженные в духовных борениях лихолетий, сохраняемые, иногда ценою жизни, музейными сотрудниками, произведения прошлого. Нам не известно ни одного письменного технического руководства или описания работы древних мастерских-светлиц. Обо всем об этом ученые теперь спорят…
Золотое и лицевое — какая меж ними разница?
Подсказка есть уже в самом названии — лицевое, от древнерусского слова «лик». Все значения слова по-своему раскрывают суть лицевого шитья.
Лик — изображение лица на иконах.
Лик — единое множество, собрание поющих, собрание ангелов.
Лик — ликовать, торжествовать, праздновать.
Лик — внешний облик, как характерная примета, выражение чего-нибудь внутреннего.
Лицевое шитье древней Руси — искусство сугубо церковное, подобно иконописи и фреске, оно рассказывало о Священном Писании и учении Православной Церкви. Красотой и совершенством формы изложения, одним своим присутствием в храмах оно свидетельствовало о бытии Божиим.
Кто же вышивал подобные вещи в древности, ведь можно подумать, что это исключительно монашеское занятие, и даже, скорее всего, мужское. Так нет же, среди надписей, вышитых по краям лицевых полотен к удивлению читаем, что шили их Великие княгини и царицы. Оказывается, сказки не случайно донесли до нас царственный образ рукодельницы — вышивальщицы, вот только шили русские княжны не сказочные покрывала, а лицевые воздУхи и покровцы, храмовые завесы, богослужебные одежды, плащаницы и покровы на мощи святых, подыконные пелены и праздничные хоругви. Сохранившиеся произведения свидетельствуют о глубине веры и понимания того, что они изображали. Такова была и есть Святая Русь.
Тайны позабытого искусства
А что же остается нам, обретшим для себя драгоценное сокровище, приемы мастерства которого словно растаяли в веках? Возьмем-ка в руки ниточку и иголку, может они сами смогут нам что-то рассказать. Вспоминаем по порядку, что мы увидели в музее. На дивной с вытканными объемными цветами, ткани, которую экскурсовод назвала камкой, был вышит образ Богородицы с младенцем Христом. Поищем подходящую для фона ткань. Пока будем пришивать её к льняной основе, а основу заправлять в деревянную раму пялец, попросим-ка художников, чтобы помогли нам нарисовать основные линии иконного образа. То, что художник участвовал в создании будущей вышивки, мы узнали из тех же вышитых по кайме надписей: «а знаменил (рисовал) сей воздух…» и дальше имя художника иконописца. В музее хорошо видно, под ниточками, если они осыпались от времени, крепкий и уверенный рисунок кистью прямо по ткани. Найти в наши дни иконописца, решительно не боящегося сделать рисунок кистью прямо по ткани, наверное, не просто. Ничего, пусть будет нарисован он на бумаге с карандашом и стеркой. Мы постараемся другими доступными средствами перенести рисунок на наш, запяленый в пяльца, шелковый с вытканными цветами фон.
О чем рассказывает изнанка
С чего начинали шитье в древности видно по изнанке древних работ. И это большое счастье для вышивальщицы, если её допустили в самое сокровенное помещение музея — реставрационную мастерскую ткани. Там порою из неприглядного тканевого вороха, словно шелкокрылая птица Феникс, воскресает древнерусская вышивка во всем своем красочном ЛИКовании. Изнанка шитья перед нами, как точный документ последовательности всех шагов со списком и характеристикой материалов. Плотно скрытая во все века подкладкою, сохранность изнанки бывает такова, что шелковые нити на ней имеют свой первоначальный цвет. Ведь древние лицевые вышивки никогда не проклеивались, и клей не вносил свои коррективы и разрушения по изнанке, какие бывают в золотном шитье. Специальные исследования показали, все краски древнего шитья были природного происхождения: так лики вышивались шелковыми нитями, окрашенными чаще всего ольховыми шишками. Яркие желтые нити в древности окрашивались резедой или корой крушины. Густые вишневые и красные тона достигались крашением шелка в отваре марены. А синие и зеленые нити можно выкрасить растением вайдой, только процесс крашения ею, обязательно вернет вас к изучению химии, потому, что срочно нужно будет повторить тему о кубозолях. Зато, какое цветовое богатство вы будете держать в своих руках!
С чего же начать? По изнанке можно видеть, что мастерицы прошлого решали этот вопрос по-разному. Безопаснее для сохранения точности рисунка начинать с шитья ликов. Это связано с тем, что вокруг крупных вышитых элементов меняется натяжение ткани, и нанесенный на неё рисунок искажается. Если же вышить сперва все окружение, то от сильного натяжения будет сложно вышивать центр, даже самая тонкая игла не сможет проколоть предельно натянутую ткань.
Самый драгоценный материал или парадоксы времени
Приглядевшись внимательнее, становится понятно, что сначала обшивались темным шелком, нарисованные на ткани черты лика, затем древнерусским швом в раскол вышивались вдоль них тени, а между тенями светлые места. Все средства лаконичны, каждый этап важен, имеет свое начало и завершение. Так и вышиваем. На один квадратный миллиметр приходится, как и в древней вышивке, до шести стежков…
Прошел год. А маленькая наша пелена с образом Божией Матери и младенца Христа, как будто только недавно начата. Красивые, окрашенные травами и кореньями во всевозможные цвета, шелковые ниточки еще только ждут своего часа. Так вроде и мастерица не сидит, сложа руки: шьет и шьет, шьет и шьет, шьет и шьет…
Так сколько же уходило времени на одну вышивку?
Озадачившись на собственной, кажущейся уже безмерной по времени, работе этим вопросом, становится понятным, какой из материалов был самым драгоценным в лицевом шитье. Почему на всех древних вышивках значатся имена княгинь да цариц. Почему лицевые вышивки в древности заносились во вкладные книги монастырей и храмов наравне с самыми драгоценными подарками, отчего так бережно в древней Руси их использовали и хранили. Ясно теперь и то, почему лицевому шитью было суждено на смене эпох исчезнуть. Время жизни, которое сполна отдано каждому произведению лицевого шитья — дороже золота, самых дорогих тканей и самоцветов, и именно оно являлось самым драгоценным вкладом. Не всякая женщина и не на всяком месте могла посвятить все свое время шитью, предназначавшемуся для молитвенного дарения в храм.
Но мы же не княжны…
Зато, каким же дивным было убранство древнерусских храмов! В каждом кропотливо вышитом покрове переливалась всеми, Господом созданными цветами, шелком, золотом и самоцветами еще и частичка молитвенной души. Именно лицевое шитье способно, довершая убранство храма, вносить в него особое тепло, будто бы материнской заботы — символическое напоминание о ветхозаветной храмовой завесе созданной Самой Богородицей.
А что же нам, не княгиням, делать? Где же взять столько времени на полюбившееся прекрасное искусство лицевой вышивки? Кто же нас прокормит, пока мы шьем свои шесть стежков на один квадратный миллиметр? Князья, где вы?
Сегодня мы можем уподобить древним князьям тех, кто всей душой и силами старается помочь нам воссоздать это древнерусское искусство:
Ректор Московской Духовной Академии архиепископ Верейский Евгений (Решетников), благословивший создание нашей Мастерской – Отделение лицевого шитья, в рамках Московских духовных школ. Заведующий Иконописной школы МДА архимандрит Лука (Головков), принимающий самое непосредственное участие в деятельности Отделения лицевого шитья, вверенной ему Иконописной школы. Павел Константинович Фомин — член совета директоров строительной компании «Славяне», благотворительно построивший все помещения нашей мастерской. Алексей Михайлович Дорохов — генеральный директор Некоммерческого Партнерства «Благовест», уже много лет помогающий в деятельности нашего реставрационного класса. Билецкий Александр Владимирович — руководитель Центра традиционного искусства и ремесла России «Сень», взявший на себя попечение о стажировках по лицевому шитью иногородних мастериц на базе Центра «Сень», и принимающий самое живое участие во многих сторонах жизни Отделения лицевого шитья. Благотворители Троицкого собора Троице — Сергиевой Лавры, участием которых смотритель Троицкого собора игумен Корнилий (Мороз) имеет возможность заботиться об украшении лицевым шитьем гробницы преподобного Сергия.
Благотворители Томской епархии, чьим участием, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав (Девятов) имел возможность в Богородице — Алексиевском мужском монастыре построить лицевой покров на мощи святого Феодора Томского. И немногие другие, чьим попечением возрождается в наше время искусство древнерусского лицевого шитья. Каждая наша вышивка несет в себе участие каждого из этих людей.
Бирюкова Марина Владимировна
Преподаватель лицевого шитья Иконописной школы при Московской Духовной Академии, член Союза художников России
Фото: Золотошвейная мастерская «Убрус»
Статья выставлена в ознакомительных целях. Сбор средств осуществляется для проекта «Золотошвейная мастерская», с которым можно ознакомиться по ссылке