Юродство проповеди – сколько глубины и мудрости, смирения и любви Христовой содержат эти слова. И как близки они всем чадам дорогого отца Кирилла, который кротко и мудро, а иногда иносказательно, мог помочь всем обращающимся за помощью….
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. (1 Кор. 1, 18-21)
Родился отец Кирилл 20 марта (по документам 21 марта) 1931г., в селе Лекарево Новомиргородского района Кировоградской области в христианской семье Исидора и Марии Михличенко. Родители назвали младенца Николаем и крестили его в годовалом возрасте. Однако после утери архивов, при переезде семьи в Днепропетровскую, затем Воронежскую область, а в 1933 году из-за гонений по случаю коллективизации в г.Ворошиловград (Луганск), — в записях сельсовета он числился с именем Иоанн, о чём семья узнала при выдаче документов только когда Николай был призван в армию. Так во всех официальных документах он и значился: Иван Исидорович Михличенко.
У маленького Коли было две старших сестры Александра и Мария, и очень любящие, глубоко верующие родители. 13 августа 1944 года, когда Николаю было 13 лет, умерла его благочестивая мать – Мария Власовна.
Из воспоминаний сестры Марии Исидоровны: «Жили в то время очень бедно, в бараке. Зимой вода в комнате замерзала, нечем было ни укрыться, ни постелиться».
Глава семейства, Исидор Николаевич, всего себя посвятил заботе о детях, их христианскому воспитанию в труде и послушании. Отец был по профессии жестянщик-кровельщик, поэтому часто работал при храмах, любил службу и молитву, к чему приучал и детей.
Батюшка рассказывал, что после смерти мамы, он чувствовал двойную заботу отца, который не только о телесном и душевном, но и о духовном развитии детей переживал и старался.
Из воспоминаний батюшки: «Отец учил нас простоте жизни и этой простотой легко приближаться к Богу. Мы знали работу и были послушны отцу. А отец нас всех всегда сплачивал и к Церкви вёл и меня, и старших сестёр. Он был верующим человеком, и для него было большой трагедией не то, когда он шёл в Церковь, времена то безбожные были, а трагедией было, когда он не мог быть в храме. Он не считал чем-то особенным то, когда он был в Церкви, но когда не был – для него это было трагедией. Помню, после армии, когда три с половиной года отслужил в Германии, вернулся домой (мне тогда было 24 года) отец любил говорить: «Пойдём в храм, я тебе денюшку дам». И даст рубчик, и радуется, что вместе идём. Он всегда молился за нас. Сёстры, присутствующие при смерти отца, рассказывали мне, что он просветлел и сказал: «Детки, вы знаете, что у меня сейчас такая радость, я в жизни никогда не был таким радым», — и закрыл глаза. Это называется – христианская кончина: безболезненна, не постыдна, мирна, и с радостью».
С 15 лет отец Кирилл работал учеником токаря по военному найму в рем. базе, а затем, освоив профессию, работал самостоятельно. В 1951 году, в связи с призывом на действительную военную службу, Иван Михличенко уволился с должности токаря 5-го разряда.
Из воспоминаний сестры Марии Исидоровны: «Брат уже в юношеские годы был достойным тружеником, за что получал благодарности. Вот выписки из трудовой книжки:
30.04.1948г. – Благодарность за добросовестное отношение к работе и хорошие показатели.
12.07.1950г. – За прилежность в работе и честное отношение к труду объявляется благодарность…».
В марте 1951г. Иван был призван в армию, полгода служил в Бердичеве Житомирской области, а затем три года проходил службу в Германии.
В ноябре 1954г. демобилизовался сержантом и сразу же устроился работать на аккумуляторный завод токарем в г.Ворошиловград, где проработал полтора года. В это же время вместе с отцом стал посещать богослужения Николо-Преображенскаго храма г.Ворошиловграда, где познакомился с иеродьяконом Геннадием (схиархимандрит Григорий [Давыдов], погребен в селе Покровка Белгородской обл.), который впоследствии стал его духовным наставником.
В 1956 году, Великим Постом, Иван вместе с о.Геннадием посетил Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, где имел духовную беседу с иеромонахом Иосифом (ныне прославлен прп. иеросхимонах Амфилохий Почаевсий).
6 августа 1956г. также вместе с о.Геннадием Иван приезжает в Свято-Успенский мужской монастырь г.Одессы, где (без проволочек) зачислен послушником монастыря. В монастыре проходил послушание келейника ныне прославленного прп.Кукши (Величко), который стал его вторым духовным отцом.
Из воспоминаний батюшки: «Когда, моё сердце к Богу потянулось особенно сильно, я поступил в Одесский мужской Успенский монастырь на послушание, где всё дальнейшее происходило с благословения. В монастыре полное послушание священному начальству, которое решило произвести меня в священный сан, что мною не было отвержено. Я был келейником при святом старце, Кукше Одесском; мир, в лице большинства людей тогда ещё, не знал Кукшу, но некоторые верующие знали. Исполняя свой сыновний долг, я познакомил со старцем своего отца, и старался заботиться о них обоих, вот так тогда и жил, между двух старцев…».
Также батюшка нёс послушание на свечном заводе, ухаживал за монастырским виноградником, самостоятельно обучался музыке.
В 1957г. был принят в семинарию при Успенском монастыре, учился отлично. В этом же году 30 марта в праздник прп.Алексия, человека Божия, от руки архиепископа Бориса (Вик) Одесского и Херсонского, принимает постриг в мантию с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского, а на следующий день рукоположен во иеродьякона.
Во время учебы в семинарии с 1957 по 1961г.г. служил иеродьяконом в Михайловском женском монастыре.
В 1961 году, по благословению, поступает в Духовную Академию. С 1961 по 1965г.г. продолжает учебу в Духовной Академии, находящейся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре г.Загорска (Сергиев Посад). С благоговением изучает творения святых отцов, богословские науки, историю религии, занимается составлением проповедей, подвизается в духовном благочестии. В это же время берёт частные уроки у преподавателя Московской консерватории Д.А.Штрауса и играет на скрипке. По окончании Академии блестяще, с высокой оценкой защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Ориген <О началах>».
В 1965г. 8 октября в праздник прп. Сергия Радонежского рукоположен в иеромонаха. Направлен проходить служение в село Снежное Донецкой обл., в Ремовский Свято-Иоанно-Богословский храм, где прослужил три месяца. С этого времени иеромонах Иннокентий начинает сугубое аскетическое служение Богу и Церкви. Современники называли его «истинным монахом, строгим подвижником».
С 1 февраля 1966г. назначен настоятелем Свято-Покровского храма г.Енакиево Донецкой области, в котором батюшка прослужил 10 лет и считал своим первым приходом. Уже в то время батюшку уважали даже представители партократической власти, которые предупредили его о том, что принято решение по сносу храма для расширения рыночных площадей. В сложившихся условиях батюшка, по благословению духовных наставников, принимает решение о переносе храма, для чего выкупает подходящий дом и обустраивает в нём Церковь. Благодаря этому, литургическая жизнь в Енакиево не угасала, и люди имели возможность для соборной молитвы. На сегодняшний день разрушенный храм (возле рынка) восстановлен.
С 10 января 1977г. по 1июля 1977г. назначен настоятелем Свято-Николаевского храма в г.Мариуполе, а также благочинным Мариуполького округа. Поддерживал дружеские отношения с известным старцем, основателем двух монастырей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского в селе Никольское, Донецкой области, схиархимандритом Зосимой (Сокуром).
Из воспоминаний батюшки: «Строить в Никольском начали при мне. Хорошее, Богоугодное место». В это же время архимандрит Феофан из пос. Красный Деркул подарил батюшке митру со словами: «Возьми, может пригодиться». По поводу этого подарка, батюшка говорил: «Раньше митра давалась как награда за 40 лет непорочной службы, именно – непорочной! И я знал такого батюшку, он служил в Алчевске, отец Николай Арсенюк».
С 21 июля 1977г. назначен настоятелем Петро-Павловского собора г.Ворошиловграда и секретарём Ворошиловградской епархии.
С 1981г. назначен настоятелем Свято-Преображенского храма г.Ворошиловграда и благочинным 3-го Старобельского округа.
В 1982г. у батюшки случился инсульт. На время лечения, со 2 апреля 1982г. зачислен за штат по болезни.
С 7 мая 1985г. назначен настоятелем Свято-Александро-Невского храма с.Иллирия Лутугинского района Ворошиловградской области.
С 1988г. батюшка пережил три операции на глазах, по поводу катаракты.
8 апреля 1992г. награжден саном архимандрита.
11 февраля 1993г. епископом Луганским и Старобельским Иоанникием пострижен в схиму с именем Кирилл, в честь прп. схимонаха Кирилла, отца прп.Сергия Радонежского.
25 октября 1993г. назначен на настоятельское служение в храмах Свято-Скорбященского женского монастыря г.Старобельска Луганской обл. где пребывал и духовником обители.
В 1995г. – батюшка пережил повторный инсульт. Затем серьёзное обострение сахарного диабета и сопутствующих заболеваний.
В 2004г. – ампутация пальцев ног.
В 2005г. – ампутация ног.
Стойко перенося физические и душевные страдания, отец Кирилл говорил: «Я не подавлен. Это милость Божия! Потому, я самый счастливый человек!». И действительно, в немощном телесном сосуде схиархимандрита Кирилла всегда ощущалась великая мощь духовной любви, сила которой творила чудеса, помогая всем, приходящим к батюшке за помощью.
До последнего дня своей земной жизни, отец Кирилл служил Богу и людям, принимая всех страждущих и молясь о всех, просящих помощи.
13 сентября 2013г. схиархимандрит Кирилл (Михличенко) мирно почил о Господе.