Одним из самых интересных направлений арт-терапии, которое успешно используется в коррекционно-развивающих занятиях с детьми в Алчевской духовной лечебнице, является песочная терапия.
«Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка», — писал Константин Дмитриевич Ушинский.
В отличие от других видов арт-терапии песочная терапия позволяет построить и разрушить композицию. Разрушение – как ритуал, ребенок — хозяин своего мира, если что-то не понравилось, всегда можно разрушить без сожаления, переделать или построить заново. Это самое главное в песочной терапии. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так.
Хорошим материалом для работы с детьми является кинетический песок. Детям с ним очень просто играть, необычно и интересно.
Преимуществом кинетического песка является то, что он безопасен, лепится, как мокрый песок и рассыпается, как сухой, не прилипает к рукам, приятный на ощупь, из него можно строить разнообразные фигуры.
В работе с детьми замечено, что кинетический песок оказывает расслабляющее средство. Игра с песком снимает эмоциональное напряжение, стресс, синдром гиперактивности, успокаивает, улучшает настроение. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Способствует развитию творческих навыков, гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
Игры с песком позволяют усилить желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Разнообразить коррекционные занятия с кинетическим песком позволяют формочки для лепки, лопатки, фигурки, стеки, скалки, молоточки, пластмассовые ножи, детская посуда, зубочистки, трафареты, штампы и другие игрушки. Из всего этого разнообразия легко выбрать, то, что будет интересно конкретному ребёнку.
Хорошие результаты дают коррекционные занятия с кинетическим песком при работе с детьми, у которых наблюдается слабая эмоциональная устойчивость и нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность и провоцирующий характер поведения, неуверенность, чувство страха, повышенная утомляемость, нарушение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
С помощью формочек для кинетического песка дети делают различные рельефные узоры, с помощью которых создаётся своя картина в песочнице. Строим целые ландшафты. Моделируем простые куличики, рассыпаем песок по песочнице, изображаем бурю, дождь, ветер, волны из песка.
Приведём несколько эффективных игр, которые используются психологами Алчевской духовной лечебницы, предоставляющими помощь особым детям и детям группы риска с помощью песочной терапии:
Развитие познавательных процессов
1. Считаем. В игре с песком можно осваивать счёт
Цель: развитие тактильного восприятия; мелкой моторики, внимания, сравнение предметов по количеству;
Лепим из песка пирожки, зовем гостей (различные игрушки) — считаем сколько пришло зверьков в гости и сколько у нас пирожков.
2. Игра «Учимся считать»
Цель: развитие тактильного восприятия; обучение порядковому счету.
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «в пятой, слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек.
3. Упражнение «Чашки»
Цель: учить сравнивать предметы по количеству; понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.
Объяснить, что необходимо, измерить, сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем, рассуждаем, отвечаем на вопрос: «Почему?».
Затем, предлагается в одну чашку насыпать много песка, а в другую мало. При засыпании песка в чашки обращается внимание ребёнка на то, когда чашка у них пустая, а когда полная.
4. Игра «Вершки и корешки»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, память; упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.
Называется какой-нибудь овощ, ребёнок отвечает, что в нём съедобное. Если корешки — прячут руки в песок. Ну, а если вершки — ставят кулачки на песок.
Педагог предлагает детям поиграть с Зайчиком. Зайчик задаёт вопросы: «Где стоит матрёшка? (в центре, в середине). А лошадка? (слева)», — и т.д. По этим схемам выстраиваем и остальные игры.
5. Игра «Большой — маленький»
Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине.
6. Игра «Какой длины»
Лепим несколько «гусениц» из песка и определяем, какая из них длиннее, а какая короче. Ребенок раскладывает их по заданным взрослым параметрам.
Здесь же учим ребёнка пользоваться ножом:
Из песка формируем колбаску или батон, который предлагаем малышу разрезать с помощью пластмассового ножа. После того, как малыш разрежет колбаску, необходимо посчитать, сколько кусочков у вас получилось.
Развитие мелкой моторики рук:
1. Игра «Ёжик»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Ребёнку предлагается игровая ситуация с ёжиком и мячиками (гладкий, и с шипами). Катаем сначала гладкий мячик, а затем с шипами – левой и правой рукой. Сравниваем отпечатки следов.
2. Игра «Сокровище»
Детям очень нравится играть в «прятки» с кинетическим песком. Просим детей отвернуться, прячем в песке маленькие игрушки, после чего просим ребенка найти их в глубинах песка.
3. Игра «Лепка»
Из кинетического песка можно лепить разные фигурки — снежную бабу, гусеницу, колобка, поезд, машинку и много других интересных фигурок.
4. Игра «Необыкновенные следы» (Шиманович Ю.)
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок.
«Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой.
«Бегут жучки — паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
5. Игра «Заборчик»
Цель: стабилизировать эмоциональное состояние; развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и сенсорное восприятие.
Ребёнку предлагается спрятать руки в песок. Задаём вопросы: «Что ты чувствуешь? Пошевели руками, посмотри, как он двигается», — медленно вынимаем руки.
Поиграем пальчиками на песке как на пианино. Затем, то же самое просим проделать на поверхности стола. Поставим ладошки ребром и «поскользим» по песку, как на лыжах.
На столе лежат врассыпную счётные палочки.
Педагог просит детей построить заборчик из палочек синего цвета, затем красного и зелёного. Далее просим построить большой забор, чередуя палочки по цвету. Можно предложить детям придумать сказку про «Волшебный забор».
Развитие социально – коммуникативных навыков, снятие эмоционального напряжения.
1. «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: психологическая помощь ребёнку в данной игре направлена на то, чтобы научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предлагаем ему следующее задание: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предлагаем ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спрашиваем ребёнка: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговариваем диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
2. «Ласковые лапки»(Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Подбираем 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок.
Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
На всех занятиях песочной терапией работа ребенка с песком обычно сопровождается необходимыми вопросами, комментариями, что направляет действия с песком в русло полезной и эффективной коррекционно-развивающей игры.
Кинетический песок, как и всё натуральное, обладает свойством снимать негатив, поэтому после таких занятий усталость и напряжение уходит, улучшаются эмоционально-волевые процессы и у детей, и у взрослых.
Инна Сидорова, психолог АДЛ