В настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция является весьма актуальной, тем более, в зоне военных действий. Психологи Алчевской духовной лечебницы работают с подобными проблемами не первый год.
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий и конфликтов. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми, неконтролируемыми сливами интернет информации. Поведение ребёнка часто откликается на увиденное им асоциальное поведение в экране монитора или телевизора. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
С ноября 2017 года в Алчевской духовной лечебнице, введён курс психологии для подростков: «Мир эмоций». Предлагаемый курс рассчитан на подростков 12-15 лет, и рассчитан на 34 занятия.
Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития, например, отношения в семье, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути разрешения конфликтов и т.д.
Программа предполагает как мини-групповые, так и индивидуальные занятия.
Цель курса: формирование и коррекция эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей подростков.
Задачи:
- Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
- Развивать навыки совместной деятельности, общения;
- Научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- Обогащать репертуар социальных навыков;
- Учить доверять себе и другим людям;
- Развивать воображение и творческую активность.
Методы и формы работы: имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, рисование, работа в парах и мини-группах, психогимнастика.
Ожидаемые эффекты. В результате программы участники:
— Научатся осознавать свои эмоции и лучше понимать причины собственного поведения.
— Научатся распознавать эмоции и настроения окружающих людей.
— Научатся выражать свои эмоции в корректной и понятной для окружающих форме.
— Познакомятся со способами управления своим настроением и сильными негативными переживаниями (страх, гнев).
Психолог отмечает активность учащихся, оригинальность их ответов, умение высказать восхищение или недоумение в форме «Я-высказывания», без оценивания. На занятиях происходит свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции с аргументацией, ответы учащихся на проблемные вопросы, высказывания во время обсуждений, выполнения тестов и упражнений.
Цикл занятий еще не окончен, но за время их проведения улучшилось эмоциональное состояние подростков, снизилось беспокойство и общий уровень тревожности. Наблюдалось активное взаимодействие друг с другом, подростки стали более общительными, менее застенчивыми, стали чувствовать себя на занятиях более свободно и уверенно при обсуждении различных ситуаций, при этом учатся слушать и слышать друг друга, понимать свои эмоциональные состояния и эмоции других людей.
Инна Сидорова, психолог АДЛ