Тезисы доклада на 23 Рождественских чтениях.
В 21 веке, духовно-нравственная составляющая современной цивилизации находится в плачевном состоянии. Мы вынуждены констатировать необходимость отстаивать интересы тех, кто, имея ограничения жизнедеятельности, остаётся неудобным и неугодным обществу.
К сожалению, люди с инвалидностью чувствуют не только игнорирование себя, как личности, имеющей образ Божий, но и молчаливое согласие с идеей нежелательности полноценного присутствия инвалида среди здоровых, радующихся жизни граждан. Потому что, в таком случае этим гражданам может стать неловко и менее радостно, если к тому же они чувствуют слабость личных душевных сил в соприкосновении с болью или нежелание помогать в ущерб себе. В последнее время наблюдается положительная тенденция освещать в СМИ достижения социально-активных инвалидов, популяризируется ИНВАСПОРТ. Но вместе с тем, продолжают игнорироваться беспомощные инвалиды и те, кого общество считает обузой. Провоцируется установка, будто ты сможешь быть принят окружающим миром, когда сможешь доказать этому миру свою социальную пригодность в любой сфере, хоть в спорте, хоть в рекламном ролике, чтоб тебе удивились или чтоб ты смог стать опорой тем, у кого появляются проблемы, мол, смотрите я смог, а вы тем более сможете. Те же, кто далёк от подобных результатов, зачастую не просто заброшен, но и унижен, либо презираем.
К сожалению, и в церковной среде нередко милосердное участие к таким людям сопровождается внутренней установкой: «Слава Богу, что я не такой как он». Хотя всё чаще мы наблюдаем ухудшение не только духовно-нравственного, но и физического здоровья населения, как гласит врачебная шутка: «здоровых нет, есть недо-обследованные», всё-таки отношение к инвалидности в корне не поменялось. И именно перед теми, кто включён в социальное служение православной Церкви стоит одна из важных задач – увидеть в инвалидах не только нуждающихся в помощи, но в то же время — равных себе братьев и сестёр во Христе!
Именно в Церкви люди с ограниченными возможностями могут разделить со всеми чувство соборности, сопричастности, ненавязчивого искреннего сорадования и сострадания. А значит, социальное христианское миссионерское делание в этом направлении способно вернуть человека с ограничениями в общество, возвращая его к нашей общей цели бытия – к стяжанию Духа Святого, к спасению души, к решимости следовать за Христом. И только в этом случае, укрепившись духовно, люди с инвалидностью по другому воспринимают всё происходящее с ними, смиряясь, переосмысливая, учась духовно рассуждать о случающемся в их жизни. Потому, организация помощи социальной должна вестись параллельно с помощью духовно-психологической. И, конечно же, в этом играет большую роль человеческий фактор, а также личностные качества священников, возглавляющих такие начинания.
Например, очень важно для подопечных с ментальной инвалидностью, иметь возможность участия в богослужении, для чего можно организовать дополнительные условия. Также, чтобы эти люди почувствовали себя здесь своими, хорошо бы начать помощь в их социализации с социализации именно при приходе, при храме.
И опять-таки, социальная помощь людям с ограниченными возможностями будет эффективна только при не равнодушии самого социума. То есть, и роль Церкви, и миссионерских проектов, и СМИ, вопреки многолетней информационной войне, заключается в широкомасштабной воспитательной и духовно-просветительной работе во всех слоях населения. Иначе, самые оснащённые центры и установленные пандусы так и будут сигнализировать о том, что рядом – отверженные!
Сегодня я могу поделиться практическим опытом работы с ментальными инвалидами при Свято-Владимирском храме г. Алчевска, Луганской области.
В Алчевской духовной лечебнице получают помощь дети и молодёжь разных возрастных категорий, имеющие психофизические нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, а также инвалиды детства с шифрами диагнозов по МКБ -10: F00-F09 – органические психические расстройства, F20-F29 — шизотипические расстройства, F70-F79 — умственная отсталость, F80-F89 — расстройства психологического и психического развития.
Рабочие программы сотрудников лечебницы с особыми детьми и особой молодёжью представляют синтез и взаимодействие педагогического подхода, психологических методик групповой и индивидуальной работы, арт-терапии. Преимущества комплексного развивающего подхода в том, что задействованы все доступные ребёнку виды деятельности: слово (литература), линия (графика), цвет (живопись), объем (пластика), движения (театр), звук (музыка, шум); непосредственная связь с трудовым обучением (выход на проблематику развития мелкой морторики); решение проблем адаптации».
Логика этапов творческой работы в лечебнице предполагает движение от общей ориентации к конкретному замыслу и его воплощению через сам творческий процесс и коллективное восприятие творческого продукта. Данная логика относится и к процессу развивающего воздействия на участников. Здесь также важно объединение и взаимоувязывание таких компонентов деятельности, как ориентировочный, моторный, перцептивный, вербальный.
Хочу особо отметить, что работа в лечебнице началась по благословению ныне почившего старца, духовника Старобельского Свято-Скорбященского монастыря схиархимандрита Кирилла (Михличенко), который всегда подчёркивал необходимость комплексной помощи детям-инвалидам: медицинской, психолого-педагогической и духовно-нравственной. И именно благодаря этому, в развитии и социализации наших воспитанников отмечаются хорошие результаты, особенно когда духовное развитие компенсирует недостатки интеллекта, и мы наблюдаем адекватные интуитивные проявления душевной жизни ребят среди интеллектуально-здоровых сверстников и отсроченные результаты конкретной коррекционной работы с подростками далеко не сенситивного возрастного периода.
Наши воспитанники регулярно участвуют в таинствах, ежедневных молебнах о мире, проходящих в перерыве между занятиями. Если поначалу требовался определённый будничный день для организации особой миссионерской службы для наших детей, то сейчас они спокойно участвуют в воскресной службе, на которой присутствует множество людей и незнакомых в том числе. Следует учесть, что в нашей группе занимаются и дети с аутичными симптомами, для которых это немаловажный фактор.
Также в недельный курс занятий включены краткие уроки по основам православия, которые дети воспринимают с теплотой и любовью.
Ещё одним нашим интересным уроком стал выпуск стен-газеты «Соль земли». В этой газете, особая молодёжь, рассказывает об актуальном с их точки зрения, используя свои нехитрые интервью, фото, рассказы и рисунки. Эта газета вывешивается в коридоре перед входом в храм, и наши прихожане с удовольствием читают и откликаются на эту газету. Налаживаем встречи с представителями местных СМИ, которые ежеквартально приходят в гости к ребятам.
Нами также проделана интересная работа по интеграции людей с инвалидностью в общество. Для этого мы организовали на базе лечебницы волонтёрскую православную молодёжку, и многие встречи проходили совместно с воспитанниками лечебницы, что сдружило ребят между собой и послужило толчком к организации регулярных городских миссионерских балов, где на равных принимали активное участие и ребята с инвалидностью и учащиеся вузов и школ. Для этого в лечебнице добавились регулярные занятия с хореографом. Результат миссионерских балов ошеломляющий! У наших воспитанников появились друзья среди учащейся молодёжи. Здоровые ребята перестали избегать общения с умственно-отсталыми и психически-неполноценными детками. На балах собирается более ста человек в дружественной праздничной обстановке. А наши дети, которые до этого не могли самостоятельно одеться и почистить зубы, научились ходить без сопровождения и танцевать исторические бальные танцы со всеми на равных, а самым любимым танцем стал народный ручеёк, который обязательно включён в завершение бальной программы.
Очень большую помощь в социализации ребят оказывают занятия по домоводству, растениеводству и анималотерапии – игровому знакомству и общению с домашними животными. Большой прогресс в развитии навыков даёт наша особая театральная студия и ставшая известной наша мультстудия «Щаслива Жирафа». Последней изюминкой прошлого года стали занятия по шахматотерапии, в результате чего ребята стали мыслить более логически и улучшились показатели восприятия, памяти, воображения, мышления. Также усовершенствуются занятия в мастерских: «Сувенир», «Мягкая игрушка», «Вышивка лентами», «Бумагопластика».
Каждое лето, благодаря помощи неравнодушных волонтёров и при поддержке Алчевского благочиния, мы стараемся организовывать летнее семейное оздоровление наших воспитанников на морском побережье. Здесь важно отметить, что к морю выезжают все дети семьи, включая двоюродных, что служит сплачиванию семей и родов. И всегда такой отдых сопровождается общими утренними и вечерними молитвами, участием в воскресных службах, Святых Таинствах и окормлением священноначалия.
Человек есть образ Божий. Это значит, что каждый человек, при помощи и поддержке, обладает возможностью реализовать свою жизнь как личность и стремиться к исполнению заповедей Христовых, что также является основополагающим мотивом нашей работы!
В завершение этого доклада, всех заинтересовавшихся приглашаю посмотреть сборный видеоролик о работе Алчевской духовной лечебницы.
Елизавета (Элеонора) Дьяченко, магистр психологии,
доктор философии в области психологии, соучредитель и руководитель БФ «Алчевская духовная лечебница», директор БФСППР «Слово» им. Т.А.Флоренской,
представитель епархиального отдела «Церковь и медицина»
при Алчевском благочинии Луганско-Алчевской епархии,
координатор Алчевской православной молодёжки,
участник православной молодёжки с.Уютное, Крым.
тел.: +79788782483,
эл.почта : lizaveta-ella@mail.ru
Реквизиты для поддержки Алчевской духовной лечебницы находятся здесь.