В последнее время, на консультациях в Алчевской духовной лечебнице, часто можно слышать от родителей: «Нам нужна ваша психологическая помощь. Был такой хороший мальчик, и вдруг стал драчун. В детском саду на него сплошные жалобы»… и т.д.
Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности уже в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности.
Под агрессией мы понимаем поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Обратите внимание — устойчивая черта.
Вспышка ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдается тогда, когда желание ребёнка по какой-то причине не выполняется. Часто агрессивность ребёнка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо, заставляющих его что-то делать, вызывая тем самым реакцию протеста. Поскольку ребенок не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят.
Большое значение для появления агрессивности имеет популярность ребёнка в группе сверстников.
Родителям дошкольников и младших школьников надо помнить, что доминирующее значение имеет то, насколько ребёнок овладел навыками игры, как он умеет организовывать игру, придумать сюжет, распределить роли. Подобные факторы определяют положение ребёнка в группе сверстников.
Агрессивность, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребёнок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. Не имея адекватных средств общения, ребёнок кулаками стремится занять лидерское место в группе. Безграничное честолюбие тоже может стать источником агрессивного поведения, если Родитель внушает: «Ты первый, ты лучший. И будь первым!»
Воспитание, для которого характерна вседозволенность, порождает у ребенка привычку добиваться своего любой ценой. Да, иногда агрессия может быть следствием чрезмерной родительской любви.
В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
Пример из практики психолога Алчевской духовной лечебницы.
На консультации мальчик Дима, 8 лет.
При первой встрече бросилась в глаза безрадостность ребёнка, тяжелое выражение напряженности на лице. По словам мамы у ребёнка часто случались вспышки гнева в школе. Он затевал драки, если одноклассники говорили ему что-то неприятное. Любое замечание со стороны учителя могло вызвать слёзы, отказ выполнять задания на уроке. Если что-то не получалось при выполнении заданий, мальчик мог начать разбрасывать тетради и книги, а затем выбежать в коридор. Подобное поведение наблюдалось и в играх со сверстниками, если не удавалось выиграть, быть первым, ребёнок начинал проявлять агрессивное поведение по отношению к товарищам. Дома аффективные вспышки проявлялись по отношению к старшему брату.
При беседе с ребёнком было замечено, что если разговор затрагивал волнующие его ситуации или темы, мальчик начинал заикаться и теребить первый, попавшийся в руки предмет, становился беспокойным и нервозным.
В результате проведенной диагностики у ребенка был выявлен высокий уровень социальной тревожности. Он не мог выносить никакой критики – даже высказанной в конструктивной и мягкой форме. Когда одноклассники или учитель говорили ему что-то, причиняющее даже малейший дискомфорт, он просто не мог совладать с эмоциями. Ребенок испытывал сильное волнение, с которым не получалось справиться самостоятельно. В тех, случаях, когда мальчик не мог справиться со школьными требованиями и ограничениями, боялся сделать ошибку, «что-то не так», он начинал проявлять агрессивное поведение, т.к. испытывал сильную тревогу.
В силу своего возраста ребенок не умеет справляться с тревожностью или не понимает, что именно он чувствует. Часто такое происходит, когда, взрослые запрещают проявлять ребёнку эмоции. У младших детей тревога, как правило, вызывает скованное поведение, но может проявляться вспышками гнева и агрессивным поведением, как в данном случае. Такое поведение возникает без видимой причины, и это часто сбивает с толку учителей.
Агрессивное поведение ребенка в школе также, зачастую связано с эмоциональными травмами, которые он получает дома. Если дома ребенок не чувствует себя в безопасности, в школе он склонен проявлять агрессивное поведение.
Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. Если же мать относится к воспитанию ребёнка холодно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте). Ребёнок, который недополучил любви и тепла в самом начале жизни, неосознанно мстит, вредит в ответ на недостаток внимания. У него развита способность «защищать» себя от боли и обид.
В результате работы с семьёй, было отмечена повышенная тревожность у мамы, излишняя строгость мер, применяемых к ребенку, жёсткость правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и ребёнком. Сильно выражено контролирующее поведение со стороны «правильной мамы». Нарушена эмоциональная близость между родителями и мальчиком. Это вызывало агрессию Димы, в том числе и против старшего брата, который часто ставится мальчику в пример. Агрессивное поведение мальчика вызвано неосознанной тревогой.
Ещё одной из ошибок взрослых в данной семье, является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. К сожалению, это опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в «бессознательном». И затем вырывается наружу в виде яростного взрыва мальчика в отношении сверстников, учителя и старшего брата. При этом его агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого тяжело всем участникам.
На основании диагностики, для преодоления существующей проблемы была разработана индивидуальная коррекционная программа занятий с мальчиком, направленная на:
— достижение эмоционального отреагирования агрессии;
— устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
— отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
— закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.
В основу коррекционных занятий был положен игровой подход. Согласно классической психологии, в поэтапном игровом развитии формируются все механизмы, необходимые для успешного развития ребёнка. Игровые методы благоприятно влияют на личность ребёнка, способствуют преодолению агрессии, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности, помогают развитию коммуникативных способностей.
В методической базе Алчевской духовной лечебницы, есть замечательная психологическая игра «Неправильная страна».
Игра направлена на психологическую работу с социальными страхами, отреагирование негативных чувств, осознание социальных норм и границ.
В состав игры входит шесть комплектов карточек, которые позволяют обсудить различные поступки, школьную жизнь, домашние дела, задать самые абсурдные вопросы, сочинить небылицы и поспорить с утверждениями. Ребёнка ждёт путешествие по удивительной стране. Главная ее черта: она — неправильная. Совсем-совсем. В этой стране можно рассказывать глупости, признаваться, что сделал что-то ”не так”, ведь здесь ”не так” — это как раз то, что нужно. В роли ведущего выступает психолог. Взрослый даёт спонтанные ответы, тем самым побуждая и детей проявлять спонтанность. В процессе игры, ребёнок понимает, что все могут совершать ошибки, и это не является трагедией.
При использовании этой игры в коррекционной работе, был отмечен очень хороший результат в устранении стереотипов реагирования в некоторых ситуациях, в отреагировании агрессии. В дальнейших занятиях мы констатировали то, что заметно повысилась самооценка ребёнка, он смог принять и применить новый опыт совместного бесконфликтного общения.
За время игровой терапии у мальчика ушла тревожность, исчезло заикание в речи, появилась непосредственность в суждениях, ушёл патологический страх ошибок.
Также на некоторых этапах коррекционной работы применялась песочная терапия, где ребёнок смог построить свой мир, поломать его, изменить и вновь построить, что также позволило снизить и ситуативную и личностную тревожность, отреагировать негативные эмоции, проиграть конфликтные ситуации.
Для снятия эмоционального и мышечного напряжения, дополнительно использовался батут, сухой бассейн и подвижные игры.
В поведении Димы, реализовывалась его внутренняя потребность заявить о себе. Это маленькая, но уже сильная личность, которую отчасти «подавили» дома, а среди сверстников у него появилась возможность взять реванш. Известно, что без взаимодействия психолога с семьёй, трудно добиться изменения в поведении у ребёнка. Были проведены консультации с мамой. Прежде всего, информирование о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих.
Доведена информация, что на примере взаимоотношений между членами семьи, ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него на всю жизнь. Самое главное, понимать своего ребенка, правильно оценивать его особенности. Пришлось убеждать маму, что позволительно Диме дома иногда проявлять характер, где-то разрешить ослушаться маму — трудно быть всегда удобным, послушным ребенком. Родителям необходимо помнить, что прежде чем, ругать и наказывать за агрессию ребёнка, следует распознать мотивы его поведения.
Родителям необходимо понять, что детей необходимо учить проявлять чувства: стыдиться, обижаться, злиться. И задача взрослых научить делать это в приемлемой форме. Не лишать ребенка права на так называемые негативные эмоции или формы поведения: гнев, страх, агрессия и т.д., не налагать полный запрет и неразумные ограничения. Вместо этого, необходимо обучать ребенка конструктивным способам самовыражения и преодоления переживаемого негативного состояния. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным.
Ключевым моментом в данном случае, так же, как и всегда, когда дело касается ваших детей, является стремление передать им безусловную любовь. Если они будут знать, что любимы, если будут действительно все время чувствовать себя любимыми, то станут буквально “впитывать” то, чему вы хотите их научить. Главное самому верить в то, что: «Жизнь жительствует любовью!»
Инна Сидорова, психолог АДЛ