Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Логопедическая ритмика — в шкатулку домашних занятий

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия. Когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – с помощью логопеда сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

На логопедических и психолого-педагогических занятиях в Алчевской духовной лечебнице, логопед, психолог, реабилитолог применяют логоритмику как элемент, помогающий ребенку подвигаться, снять статическое напряжение. В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным  состоянием детей: непоседливых  и легковозбудимых малышей она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает. Игровой характер упражнений увлекает практически всех детей и становится частью игровой терапии.

Вот  примеры популярных в лечебнице логоритмических упражнений:

«Воробей»

Ребенок сгибает руки в локтях, совершает поочередно действия, имитирующие движения рук робота

Поскорей, поскорей

Прилетай к нам, воробей!

Тебе на дорожке

Мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает.

Устали не знает.

«Мир в котором я живу»

Здравствуй, Солнце золотое!

(Поднять руки над головой, скрестить их раскрытые ладошки изображают солнце)

Здравствуй, небо голубое!

(Выпрямить руки над головой)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Покачивать поднятыми вверх руками)

Здравствуй, маленький дубок!

(Показать ладонями размер дубка)

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Логопедическая ритмика также отлично развивает мелкую моторику, пример игр:

«Горошки»

Ребенок поочередно берет из блюдца указательным и большим, средним и  большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами горошки и складывает в ладонь противоположной руки.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки,

В блюдце нет больше ни крошки

Логоритмику можно использовать и как способ закрепления знаний по лексическим темам: ребенок рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями, и повторяет изученный материал.

«Транспорт»

Будем ручками играть

И про транспорт вспоминать.

(Соединяют пальцы с большим пальцем).

Полетим на самолете,

(Изображают крылья самолета)

Облака, как вы живете?

В лодочке качаемся

(Ладошки в «лодочку», изображают волны)

И волнам улыбаемся.

Мотоцикл мы разгоняем,

(Сжимают пальцы в кулак, расслабляют)

Наперегонки играем.

С ветром, солнцем и друзьями

(Руки в трубочку – дуют «ветерком»,

Руки вверх, ладошки раскрыты – это солнце

Руки показывают  на друзей).

Называйте транспорт с нами.

(Надавливают подушечками пальцев друг на друга на соответствующих руках).

«Хлеб»

Муку в тесто замесили

(Показывает, как месят тесто).

А из теста мы слепили:

(Показывают как лепят пироги).

Пирожки и плюшки,

(Поочередно сгибают пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи.

(Хлопают в ладоши

Очень вкусно!

Вытягивают руки вперед).

Координируя речь с движением можно выполнять самомассаж.

Массаж пальцев «Огород»

Вырос у нас чесночок,

(Дети разминают фалангу указательного пальца (от ногтя к основанию).

Перец, томат, кабачок,

Фалангу среднего пальца

Тыква, капуста, картошка.

Фалангу безымянного пальца,

Лук и немного горошка                 

Фалангу мизинца

Овощи мы собирали,

Так же массируют пальцы на другой руке

Ими друзей угощали.

Квасили, ели, солили,

С дачи домой  увозили.

Прощай же на год

Разминают большой палец на левой руке

Наш друг огород

Разминают большой палец на правой руке).

Массаж рук «Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки,

(Дети медленно растирают одну ладонь о другую.

Начинаем их тереть.                                            

Быстро мы сумеем руки

Как на печке разогреть.

Сначала  ладошки

Растирают ладони все быстрее и быстрее

Совсем как ледышки

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки.

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня.

Вытягивают вперед раскрытые ладошки).

Вот попробуйте меня.

Самомассаж  лица «Времена года»

Если солнце жарко греет,

(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам)

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло –

Это лето пришло.

Если дождь стучит по крыше,

(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку)

Листья падают не слышно,

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злиться,

(Круговые движения в области лба, щек, подбородка)

Всюду белый снег кружиться,

В снежных шапках все дома, —

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед,

(Поглаживающие движения обеими ладонями вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи).

Звонкий ручеек течет,

Распускается листва —

Это к нам пришла весна

Как заниматься дома

Логопедическая ритмика для домашних занятий — это очень просто. Логопеды Алчевской духовной лечебницы всегда могут помочь вам освоить логоритмику в режиме он-лайн. В любом случае, важно учесть несколько ключевых моментов.

  1. В основе — подражание

Упражнения строятся так: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно — от занятия к занятию. Сначала текст читает взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Когда он сможет повторить все фразы в нужном ритме и без ошибок, путь проявляет инициативу.

  1. Мастерство нужно оттачивать

Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить какое-то задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

  1. Тщательно выполняйте речевые упражнения

Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

  1. Будьте терпеливы

Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Не бросайте начатое дело, даже если вы сомневаетесь, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

И самое главное, играйте ритмично, искренне и с любовью. Почувствуйте в себе своего внутреннего ребёнка, и он поможет вам любить легко и легко играть с вашими детьми, даже в контексте коррекционной программы.

attachment(1) image-26-04-20-04-32

 

Лариса Смолякова, логопед АДЛ