Продолжая практиковать онлайн импровизацию с особой общиной Алчевской духовной лечебницы, мы видим улучшение настроения и самочувствия ребят.
Сегодня мы рассмотрим музыкально-танцевальные игры, в которых можно раскрыть себя, свои ресурсы и новые физические возможности.
В музыкально-танцевальных играх все движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Постепенно это вырабатывает умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать интонацию, ритм, такты. Понимание танцевально-игрового задания развивает быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображение, мышление. Такие игры – хорошая танцедвигательная помощь особым детям и детям группы риска.
В соответствии с этим, танцевальные игры имеют следующие задачи:
- Коррекционная:
Развитие слухового, зрительного, тактильного воспитания, мимической мускулатуры, дыхательной системы, координации движений, нормализация темпа и ритма, развитие тела. Формирование выразительных средств – интонации, мимики, жестов, движений.
- Оздоровительная:
Укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата. Развитие моторики – общей, мелкой, артикуляционной. Развитие «мышечного чувства» — способности снимать эмоциональное и физическое напряжение. Развитие быстроты двигательной реакции.
- Образовательная:
Обучение двигательным навыкам. Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей. Формирование умственных умений и действий, сердечного отклика.
- Воспитательная:
Воспитание общей музыкальной и двигательной культуры. Эстетическое отношение к окружающему. Развитие чувств и эмоций.
- Развивающая:
Развивает: познавательную активность, устойчивый интерес к действию, саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.
Развивающие танцевальные игры можно проводить в любое время и в любом месте. И поэтому, сейчас, во время самоизоляции, Алчевская духовная лечебница предлагает эти игры на выбор, в качестве домашнего задания для наших воспитанников. Они могут их выполнять в кругу семьи, и, весело, с пользой для здоровья, проводить время.
Приведём несколько примеров таких игр.
Игра «Цветик семи цветик»:
Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку, дети импровизируют, как только педагог выключает музыку, дети замирают в красивых фигурах, кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.
Игра «Путешествие»:
Правила игры: ведущий выбирает разную по характеру и настроению музыку. С участниками игры заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и что в этом путешествии можно показать жестами и пантомимикой.
Исходное положение – играющие свободно располагаются в пространстве комнаты, зала или игровой площадки. Ведущий включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Ведущий следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем ведущий включает следующий музыкальный фрагмент. В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней в своей заданной игровой роли.
Игра «Танец – ситуация»:
Правила игры: ведущий готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Участники разбиваются на команды по 2 и более человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.
Творческое задание «Дрессировщики»:
Детям предлагается побыть в роли дрессировщиков необычных предметов, например: «укрощение диких портфелей, непослушных барабанов, веселых туфель и т. п.», — каждый ребенок самостоятельно должен продумать свои движения, как он смог бы дрессировать этот предмет. Задание развивает воображение и фантазию.
Игра «Незнайка»:
Игра развивает творческое воображение и восприятие, реакцию, импровизацию, артистичность, «танцевальность». Выбирается водящий «Незнайка». Он становится в 1 точке зала или комнаты. Все остальные собираются в противоположной стороне в круг, и решают, кого они будут изображать. Варианты: животный мир или какое-нибудь действие «самолет летит», «ягоды собирают», «прыгают на скакалке» и т.п. С включением музыки дети начинают изображать задание, продвигаясь к «Незнайке». «Незнайка» должен дождаться завершения музыкального периода и только тогда назвать тот образ, который дети изображают. Если угадано неверно, то дети продолжают свой танец, если правильно, то они убегают на свое место за определенную черту, где «Незнайка» их поймать уже не может. «Незнайка» же должен поймать кого-либо, соответственно они меняются местами. Или в другом варианте, пойманный становится рядом с «Незнайкой» и они продолжают игру, выполняя функции водящих вместе. Так как правила очень просты и двигательная активность детей во время игры высокая, то здесь важно уметь концентрировать внимание детей на сочинение и исполнение интересных движений (после того как они расслабляются во время бега от «Незнайки», важно снова нацелить их на выполнение танцевальных движений, способствующих созданию образа или действия). Следует заранее подготовить музыкальный материал, т.к. от яркости, образности музыкального сопровождения зависит и создание танцевальных образов.
Мы поделились с вами немногим из того, что под силу особой общине Алчевской духовной лечебницы, присоединяйтесь к нам, присылайте видеозаписи своих домашних музыкально-танцевальных игр, делитесь своим позитивом, чтобы его стало больше и в игре, и в танце, и в жизни!
Светлана Шипа, хореограф АДЛ