Значительная часть родителей обращается за психологической помощью в Алчевскую духовную лечебницу с проблемой задержки в развитии своего ребенка. Родители замечают, что их ребенок отличается от сверстников и тем, что позднее начал стоять, ходить, говорить первые слова, самостоятельно одеваться и принимать пищу. Зачастую, активность таких детей даже в дошкольном возрасте не всегда целенаправленна – им трудно сосредоточиться на своей деятельности: они не понимают, с чего начать выполнять задание, как продолжить, быстро отвлекаются на другие раздражители. Сочетание этих особенностей – серьезный сигнал неблагополучия.
Когда такой ребенок приходит в школу, он сталкивается с непосильными для него требованиями, попадает в категорию «неуспевающих». У него может развиться тревожность, обида, снижается самооценка, пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить друзей в классе. По данным исследований, 20% первоклассников испытывают трудности в усвоении школьной программы. Особое место среди причин такой неуспеваемости занимает задержка психического и психоречевого развития.
Дети с задержкой развития неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Они как будто не слышат и не видят многое вокруг себя, не могут самостоятельно осмыслить происходящее, так как информацию воспринимают фрагментарно, не полно. Дети с проблемами в развитии часто прибегают к механическому запоминанию, испытывая трудности в смысловой переработке информации. Они не умеют планировать и предвидеть результаты своей деятельности, что ведет к многочисленным ошибкам.
Задача психологов Алчевской духовной лечебницы, в первую очередь, объяснить родителям, что такой ребенок не «лентяй» и «не ловит ворон», и что все их обвинения в его адрес безосновательны. Очень важно убедить их в том, что гиперопека такого ребенка также вредна, ведь именно в простых навыках самообслуживания, в простых видах деятельности развиваются уверенность в себе, ответственность, самостоятельность. Родительский контроль необходимо организовывать не «над», а «рядом» с ребенком.
Другая крайность, в которую впадают некоторые родители, – это интеллектуальная перегрузка, которая влечет за собой снижение работоспособности, заторможенность, агрессию, поведенческие срывы, резкие перепады настроения. Сосредоточенно работать такой ребенок может несколько минут, затем нужно менять вид деятельности или провести динамическую паузу.
Именно поэтому коррекционная программа занятий с дошкольниками в нашей лечебнице предполагает дозированную игровую форму всех видов деятельности, чему мы также обучаем родителей.
Например, вначале закрепляем правильное понимание сенсорных эталонов (цвет, форму) при помощи вкладышей, цветных пособий, а уже затем, в дидактических играх, таких как: «Где мячик?», — учим употреблять предлоги «на», «под», «за», «около», «над», «перед», и т.д.
В середине занятия обязательна пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, физкультминутка, массаж или самомассаж кистей рук.
Например:
«Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел!»
Подобные игры дают возможность ребенку эмоционально перезагрузиться, а также развивает его мелкую и крупную моторику.
Последнюю часть занятия психолог (или родитель) посвящает рисованию, раскрашиванию, штриховке, лепке, аппликации, рисованию пластилином, ватными палочками и другим видам художественной деятельности, что является эффективной тренировкой для пальцев рук, подготовкой руки ребенка к письму.
Помимо этого, ребенок видит плоды своего труда, начинает верить в свои силы, у него развиваются творческие способности.
Задания педагога-психолога-родителя всегда обыгрываются, предваряются небольшим стихотворением, песенкой, загадкой или сказкой, тем самым помогая развитию памяти ребенка, его речи, эмоционального восприятия. Например, с песенкой появляется игрушечный ежик:
«Фы-фы, фы-фы, фы-фы, ежик, ежик.
Не увидишь у него ножек, ножек.
Иглы колются его колко, колко.
Будто круглая бежит ёлка, ёлка».
Ежик признается, что ему очень одиноко, что он мечтает о друге. Психолог предлагает ребенку сделать друга из пластилина. Иголками его становятся семечки. Пока выполняется работа, песенка повторяется несколько раз. В результате, и ежику помогли – он теперь не один, и песенку выучили!
Такой алгоритм занятий наиболее приемлем для детей с задержкой психического развития: материал подается динамично, разнообразно, эмоционально окрашен, задействует разные уровни восприятия и доступен для домашней работы с родителями.
Коррекция задержки психоречевого развития, как и любая помощь детям группы риска, возможна только при ответственном отношении родителей. Попустительство и безразличие здесь неприемлемы. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, чувствовал поддержку значимого взрослого, защищенность, нужность, интерес к своей игре и к своей личности.
Поэтому, мы стараемся объяснять родителям, какое значение для развития их ребенка имеет общение и совместная деятельность, чтение ребёнку вслух или озвучивание увиденного, для активизации коммуникативности, мышления, памяти, отклика на окружающий мир. Познавательную активность воспитывать у ребёнка лучше на легком, доступном, интересном материале. Это можно делать и на улице, и собирая вместе с ребенком поделку из конструктора, и совместно что-то делая по дому.
Своевременно начатая коррекционная работа психолога с ребенком дает высокую вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития, при условии, что в ней будут участвовать все звенья коррекционно-развивающего процесса: дети, специалисты, родители.
Жанна Голубенко, психолог АДЛ