Одним из актуальных способов работы логопеда с детьми дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия. В данной статье речь пойдет о необычных книгах, омразвивающих книгах из фетра, как дидактическом пособии для развития детей.
Мягкие развивающие и обучающие книги из фетра — отличный материал для помощи логопеда детям дошкольного возраста. Они с успехом используются на занятиях в Алчевской духовной лечебнице и, содержательно – насыщены, доступны, безопасны.
Книга охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования.
Социально–коммуникативное развитие — направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым; становление его самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Познавательное развитие — предполагает развитие интересов ребенка, любознательности, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.).
Речевое развитие — направлено на овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.
Основной принцип: не последовательность.
Зачастую, страницы не связаны между собой единой логической нитью. Получается просто набор заданий для ребенка, который не подозревает, что ждет его на следующей странице. А там новое задание или задание нового уровня, не требующее знаний с предыдущих страниц. Безусловно, такие детские книги расширяют кругозор, развивают тактильную чувствительность, память, логическое мышление, но не приучают к последовательному изложению материала, формированию причинно-следственных связей. Новая страница – новый взгляд на разнообразие окружающего мира.
Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам – эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, яркими, эмоционально-насыщенными, увлекательными, разнообразными и продуктивными.
Мягкая развивающая книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности ребенка дошкольного возраста.
На каждой станице книги есть несколько вариантов игр и упражнений, потому, каждая страница заключает в себе богатство фантазии и творческого подхода.
Ребенок легко может самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев с одних страниц на другие странички. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Подобные пособия использует логопед, психолог и реабилитолог Алчевской духовной лечебницы, оказывая профессиональную помощь особым детям и детям группы риска. Отметим ещё одно немаловажное заключение. С помощью тактильных развивающих игровых пособий, мы также воспитываем ребёнка, приучая его относиться с душевной теплотой к неповторимому разнообразию жизни, учиться видеть в ней прекрасное и новое, проявлять свои чувства, чувствовать самого себя в жизни и жизнь в себе. Дети понимают, что — любить легко, а развивать чувство любви можно даже благодаря красивым, тёплым, мягким фетровым пособиям и, конечно же, личным примером.
Татьяна Терещук, логопед АДЛ