Родители подростков чаще всего обращаются за психологической помощью в Алчевскую духовную лечебницу с проблемами нарушения взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, снижения мотивации к учебе, повышения уровня страхов и тревожности вплоть до появления психосоматических реакций: головных болей, повышения ацетона в крови, энуреза, заикания. Иногда, дети группы риска просто уходят в себя, проявляя симптомы мутизма, отчуждаясь от всего мира, становясь скрытными, замкнутыми, они перестают говорить о своих чувствах, не проявляют эмоций. Часто подросток начинает вести себя вызывающе, агрессивно, провоцируя конфликты с окружающими.
Психологическая помощь подросткам осложняется именно этими факторами. Ребенок настолько привыкает к негативным оценкам в свой адрес, привыкает защищаться или нападать, что психологу иногда трудно просто разговорить его. На вопросы о его семье, друзьях, школьных буднях такие подростки отвечают односложно, неохотно, чаще отмалчиваются.
Эмоциональными составляющими ядра личности подростка при правильном воспитании являются открытость, то есть естественность выражения чувств, обостренное чувство справедливости и самодостаточность, проявляющаяся в его инициативе. Отсутствие этих качеств говорит о возможных проблемах психического развития ребенка, причиной чему может в том числе стать неправильное, неразумное поведение окружающих, в первую очередь, родителей. Если ребенку запрещается свободно высказываться, он становится замкнутым, угрюмым. Если ребёнок не получает в семье в достаточной степени любви, он воспринимает жизнь, как страдание, потому что, мы знаем: жизнь жительствует любовью. Несправедливое отношение к подростку, отсутствие поддержки, поощрения в его адрес, приводят нередко к появлению невротического чувства вины, лицемерию, зависти и иным поведенческим проблемам. К проблеме подростковой инфантильности, которую всё чаще замечаем в обществе, может привести неумение родителей поддерживать детскую инициативу, отсутствие интереса к его увлечениям, хобби, творческим проявлениям или неконтролируемое поощрение виртуальной жизни подростка. Постепенно у ребенка проявляется вялость, отсутствие желаний, развитие всевозможных зависимостей.
Конечно, выяснить это во время консультации при помощи прямых вопросов к замкнутому подростку достаточно трудно. На помощь психологу приходят МАК – метафорические ассоциативные карты, которые позволяют обойти контроль сознания, психологические защиты и добраться до истинной причины негативного поведения подростка, а зачастую и откорректировать его.
Так, с колодой «Аниби» (мой внутренний ребенок) можно провести интересное упражнение «Альбом фотографий» из карт, которые пробуждают воспоминания детства, затем подписать свои «фотографии» карточками со словами. Далее подростку предлагается посмотреть и выбрать из них карту с картинкой и карту со словом, которые в данный момент привлекают его больше всего. Эти карты отражают предмет или потребность, которые в данную минуту ему больше всего необходимы. После этого предлагается выбрать новую карту и новое слово, которые символизируют удовлетворение этой потребности. Выбор карты подростком – поле для дальнейшей психологической помощи и коррекционной работы.
В упражнении «Альтернативное решение» подростку предлагается подумать о какой-нибудь ситуации, возникшей в отношениях с родителями или другими значимыми людьми. Затем он выбирает из открытых карт картинку и слово, которые отражают эти отношения, пытается понять, что чувствуют участники данного конфликта. Во второй части упражнения подросток выбирает несколько картинок и несколько слов, символизирующих альтернативные разрешения ситуации, иные способы общения и поведения. Дальнейшее обсуждение результатов работы с карточками углубляет и улучшает качество решения конфликта внутреннего и внешнего.
Интересные результаты дает упражнение «Составим рассказ», в котором выбирается воображаемый ребенок, ему дается имя. По очереди психолог и подросток (или несколько подростков, если работа проводится в группе) вслепую вытягивают из колоды карту и, ориентируясь на нее, рассказывают, что сейчас происходит с героем рассказа. Продолжается эта работа до какой-то кульминационной точки, затем следует обсуждение рассказа и тех чувств, которые испытали участники в ходе упражнения. Психолог может предложить для рассказа тот или иной сюжет: например, встреча с животным, встреча с волшебником, мать, отец, отношения с ними и другие.
В каждом упражнении можно использовать следующие открытые вопросы:
— что чувствует ребенок?
— о чем он думает?
— что он хочет сказать?
— что бы ребенок хотел услышать от того или иного человека?
— что он не осмеливается сделать?
— что ему нужно?
и т.д.
Опосредованное, через метафорические образы, обращение к внутреннему ребенку позволяет подростку раскрыться, разобраться в себе, в причинах его проблем и конфликтов с окружающими людьми и выстроить новые модели решения разных жизненных ситуаций, вызывающих трудности или конфликты.
Жанна Голубенко, психолог Алчевской духовной лечебницы