У каждого специалиста, который работает с особенными детьми, имеется своя собственная картотека различных игр и упражнений, которые он использует на занятиях; и которые помогают ему экологично и профессионально работать с запросами родителей по развитию психофизиологических качеств личности ребёнка. В данной статье мы приведём только некоторые примеры игрового многообразия, используемого психологами Алчевской духовной лечебницы.
1. Развивающие занятия с кубиками
Кажется, кубики всегда были в арсенале игрушек детей. Это очень интересное занятие — строить дома, гаражи, мосты, арки, сооружать самые невероятные строения. Играть в кубики любят все дети. Но это не только интересная игра, а еще очень полезное творческое развивающее занятие: оно развивает органы чувств, познавательные способности (внимание, память, творческое мышление), а также фантазию и изобретательность; улучшает наблюдательность; обучает через подражание; способствует эмоциональному развитию, а именно ощущению себя как личности; приучает извлекать уроки из своих ошибок.
2. Игры на развитие воображения, внимания, мышления
Предлагаем Вашему вниманию несколько игр на развитие познавательных процессов детей, которые могут быть использованы родителями, чтобы процесс повторения и закрепления проходил обоюдно. Так как результат совместной деятельности не замедлит себя ждать.
Игра «Слова»:
(развитие воображения, внимания, мышления, учить подбирать ассоциации)
Психолог просит ребенка: «Детки, назовите «вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.). Дети называют слова. Тематику подбирают в соответствии с задачами занятия.
Для детей 3-4 лет могут быть такие:
«Вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.)
«Страшные» слова (волк, Баба Яга, призрак и т.д.)
«Слова, которые ездят» (велосипед, машина, автобус и т.д.)
«Слова, которые летают» (бабочка, самолет, ворона и т.д.)
«Кухонные» слова (чайник, тарелка, холодильник и т.д.)
«Большие» слова (дом, великан, папа и т.д.)
«Красивые» слова (мама, цветок, картинка и т.д.)
«Живые» слова (кошка, муравей, лошадка и т.д.)
Для детей 5-6 лет:
«Железные» слова (гвоздь, ножницы, ключ и т.д.)
«Слова, которые кусаются» (собака, крокодил, волк и т.д.)
«Шуршащие» слова (пакет, фантик, газета и т.д.)
«Мокрые» слова (дождь, полотенце, капля и т.д.)
«Слова, которые одеваются» (шапка, рубашка, пальто и т.д.)
«Сказочные» слова (принц, колдунья, Золушка и т.д.)
«Магазинные» слова (продавец, мороженое, весы и т.д.)
«Мамины» слова (платье, поцелуй, духи и т.д.)
В дальнейшем можно придумывать, например: «слова, которые пахнут», «зимние», «летние», «колючие», «таинственные», «подводные», «праздничные», «печальные», «веселые», «хорошие» и множество других. Как вариант, попробуйте сами предложить название, а также предложить сделать это детям.
Игра-задача «Что пропало?»
(Развивать зрительную память, внимание)
Показывая интересные игрушки детям, их можно переставлять, менять местами, прятать. Дети должны сказать, чего не стало? Давать правильный ответ нужно негромко, по команде.
Игра «Выделите лишнее»
(Развивать мышление, слуховую память, классифицировать предметы по признаку )
Задание 1. Подберите картинки, среди которых пять можно объединить в группу по общему признаку, а шестая лишняя: принц, котик, бабушка, рыбак, ребенок, папа.
Задача 2. Послушайте слова: рот, нос, уши, глаза, очки (что здесь лишнее?)
Игра «Запретное число»
(развивать слуховую память, внимание)
Психолог выбирает запрещенное число (например, цифру 2); после этого произносит вслух несколько цифр. Информирует детей: «Каждый раз, когда звучит запрещенное число, надо хлопать в ладоши. Ручки держим перед собой. Приготовились — начали!»
Игра «Различия»
(развивать мышление, речь)
Детям предлагается сказать, в чем заключаются различия между следующими предметами.
Между птицей и собакой.
Между ручкой и карандашом.
Между деревом и стеклом.
Рекомендуется предлагать как можно больше ответов.
Игра «Магазин»
(развивать кратковременную память)
Специалист называет слова: хлеб, соль, колбаса, масло, сыр, яблоки, лимон, сахар. Ребенок — «покупатель», идет в магазин и называет слова «продавцу» — ребенку (в той же последовательности).
Игра «Запомни»
(развивать слуховую память, внимательность)
Психолог говорит: «Я буду зачитывать слова в медленном темпе, а вы попробуйте запомнить эти слова». Дети внимательно слушают и воспроизводят слова:
лес дом цветок пчела море яблоко
небо солнце пальма бант телевизор река.
Психолог: «Какие слова ты запомнил, если хочешь, можешь их нарисовать, или просто скажи их вслух».
Игра «Скажи наоборот»
(развитие логического мышления)
Называется слово, противоположное по значению. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Белый-черный; День-ночь; Длинный-короткий; Лето-зима;
Широкий-узкий; Солнце-месяц; Низкий-высокий; Лиса-заяц …
3. Любые детские игры можно направить в нужное для данного момента развивающее русло, сделав акцент на поставленной задаче (пример: закопанная на занятии с кинетическим песком палочка, может оказаться волшебной, и с её помощью ребёнок расколдовывает снегурочку и спасает новогодний праздник, имитируя снег из песка и т.п.).
4. Также всегда остаётся актуальной кукольная или ролевая театральная сказочная игра, в которой, через сказочные приключения, в которые включаем элементы психо-гимнастики, преобразовывается, возвышается отрицательное качество до положительного, то есть помогаем ребёнку стать героем победителем своей проблемы (пример: был жадный, стал бережливый).
Марина Покутняя, психолог-волонтёр АДЛ