Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Развитие познавательных процессов у воспитанников Алчевской духовной лечебницы

Психологическое сопровождение детей, посещающих Алчевскую духовную лечебницу, направлено на развитие познавательных процессов, что позволяет скорректировать формирование познавательной сферы в целом, выявить пробелы в развитии отдельных психических процессов.

Совершенствование познавательных процессов достигается путем специальных упражнений и методик, в основном применяются методы арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии совместной или самостоятельной активной игровой деятельности ребенка.

Занятия психолога помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включают комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. В обучении маленьких детей хорошо сказал К,Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов. Задания и упражнения на занятии психолог  использует дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей.

Структура интеллектуально-развивающих занятий

Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан  (хлопок) и т.д.

Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает ребенку объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение ребенку придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления  формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Для проведения занятий ребенку предоставляется набор демонстрационного и раздаточного материала.

Пример психологического сопровождения детей Алчевской духовной лечебницы

Андрей *

Запрос – задержка речевого общения, эмоционально — волевая неустойчивость.

Методы и формы работы: интеллектуально-развивающие игры и упражнения, пальчиковая гимнастика, арттерапевтические методы (сказкотерапия, психогимнастика…)

Выводы: у Андрея отмечено снятие психического напряжения, что дает возможность для самовыражения и является толчком к речевому развитию.

Светлана

Запрос – уровень познавательных процессов не соответствует возрасту, эмоционально — волевая неустойчивость. Трудности социализации.

Методы и формы работы: задания направленные на развитие слухового и зрительного анализаторов, мыслительных процессов, мелких мышц рук. Формирование умения действовать согласованно.

Выводы: в ходе систематических занятий у ребенка отмечен познавательный интерес, концентрация внимания в отдельных упражнениях. Последовательность взаимодействия в обучении.

Степан

Запрос – задержка речевого общения (речи нет), эмоционально — волевая неустойчивость, обусловленнная  неумением взаимодействовать. Не способен контролировать свою деятельность, неусидчив.  Уровень познавательных процессов не соответствует возрасту . Трудности социализации.

Методы и формы работы: задания направленные на развитие мелких мышц рук, Формирование умения действовать согласованно. Артерапевтические методы (изодеятельность, работа с пластилином, фольгой, цветной бумагой), музыкотерапия.

Выводы: в ходе систематических занятий у ребенка появилась кратковременная сосредоточенность на учебном виде деятельности, отмечены отдельные звукопроизношения. Проявление эмоций при совместных заданиях.

Мирон

Запрос – уровень познавательных процессов не соответствует возрасту (нарушение речевого общения, нарушен зрительный контакт, повторение предложений), эмоционально — волевая неустойчивость. Трудности социализации.

Методы и формы работы: артерапевтические  методы, интеллектуально – развивающие игры и упражнения, дыхательно – координационные упражнения.

Выводы: ребенок принимает активное участие в занятиях, проявляет интерес к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности. Эмоциональное состояние волнообразно.

Валерий

Запрос – уровень познавательных процессов не соответствует возрасту, Ребенок подвержен частым сменам настроения, эмоционально — волевая неустойчивость (вспыльчивость, замкнутость, невротичность). Трудности социализации.

Методы и формы работы: задания направленные на развитие слухового и зрительного анализаторов, мыслительных процессов, мелких мышц рук. Формирование умения действовать согласованно.

Выводы: ребенок идет на контакт, удерживает внимание и выражает положительные эмоции. Доводит дело до конца и вступает в диалог, проявляет сообразительность и познавательный интерес.

Игнатий

Запрос – нарушение эмоционально-волевой сферы, обусловленное неумением взаимодействовать со взрослыми и детьми. Частые смены настроения, нарушен контакт глаз, аутичность. Уровень познавательных процессов не соответствует возрасту. Трудности социализации.

Методы и формы работы: интеллектуально-развивающие  игры и задания, направленные на развитие слухового и зрительного анализаторов, мыслительных процессов, мелких мышц рук. Формирование умения действовать согласованно. Артерапевтические формы работы (песочная терапия, манкотерапия, изодеятельность), музыкотерапия.

Выводы: ребенок  остается на занятии с психологом без участия родителей, проявляет интерес и концентрирует взгляд на определенных видах деятельности, интерес вызывает изодеятельность.

Групповые занятия с психологом группы детей (4-6 и 7-9лет) Алчевской духовной лечебницы

Курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоциональной).

В группы набраны дети с непоседливость, вспыльчивые, замкнутые, с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, неврозами, нарушениями характера, интеллектуальной недостаточностью.

В структуру занятий входят : разминка,  психогимнастика, этюды, общение, музыкотерапия, арттерапия, игры, пантомимические загадки, задания.

ГРУППА 1 (дети 5-6 лет)

Вывод: На занятии все дети успешны, овладевают навыками управления своей эмоциональной сферы, учатся регулировать свое поведение, проигрывают ситуации негативных переживаний.

ГРУППА 2 (дети 4 лет)

Вывод: У детей наблюдается настрой на активную работу и контакт друг с другом, упорядочивается психическая и двигательная активность, исчезает инертность, овладевают навыками управления своей эмоциональной сферы через ролевое проигрывания ситуаций, дети учатся сопереживать.

ГРУППА 3 (дети 7-9 лет)

Вывод: Дети овладевают навыками управления своей эмоциональной сферой, преодолевают собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни, учатся регулировать свои поведенческие реакции.

DSC_0384 DSC_0447 DSC_0616 KPD_6492

Марина Покутняя, психолог АДЛ

* Все имена изменены в интересах конфиденциальности