С сентября 2016 года логопедом Алчевской духовной лечебницы проводится работа с детьми, имеющими различные речевые проблемы.
Занятия с детьми раннего возраста имеют свои особенности: обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка, если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.
Хорошие результаты дало применение методики Т.Н.Новиковой – Иванцовой по работе с неговорящими детьми.
Дети начали произносить слова: Павел К.* и Илья Б. пользуются словами I типа (два открытых слога), у детей стала формироваться фраза, т.е. запустился процесс овладения синтаксическим кодом, в результате которого происходит формирование фразы и переход к связной речи.
Захар И. произносит слова I и II типов, строит фразы, состоящие из существительного + глагола, существительного + глагола + прямого дополнения. Продолжается работа по накоплению словаря, формированию лексического кода — системы ассоциаций, основанной на классификации и категоризации объектов мира, ведь овладение лексическим кодом показатель мыслительной деятельности.
Далее идёт параллельное овладение грамматическим кодом, системой морфем, которые зависят от количества, пространства (падежи и предлоги) и времени.
С детьми, имеющими задержку речевого развития, продолжается работа по развитию умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полными предложениями, формированию общеречевых навыков. Кроме того, на занятиях мы развиваем артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма, рифмы; ведем работу по коррекции нарушений слоговой структуры слова; обогащаем словарь детей, развиваем эмоционально – волевую сферу.
За отчетный период у Виталия С., Игоря К., Виктора М., Сергея М. появилась положительная динамика, которая проявляется в улучшении внимания к языковым процессам, четком произношении слов с бездефектными звуками, построении грамматически правильных фраз, улучшении состояния общей, мелкой и артикуляционной моторики.
В работе с детьми, страдающими РДА (ранним детским аутизмом), ставятся задачи по развитию умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полными предложениями, устранению эхолалии; развитию сенсорного восприятия, эмоционально – волевой сферы, совершенствованию общей и мелкой моторики.
Хорошо зарекомендовала себя методика «Гимнастика мозга», усвоив которую дети любого возраста раскрывают те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию, помогают сосредоточиться на изучаемом материале.
При дизартрии кроме всего комплекса занятий проводится дифференцированный логопедический массаж с элементами методики сенсорной интеграции, ведется углубленная работа по развитию речевого дыхания, являющегося энергетической базой речи.
С детьми, имеющими фонетико – фонематическое недоразвитие речи основное внимание уделяется работе по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия. Хорошие результаты дает применение биоэнергопластики в процессе постановки звуков, использование сенсорной интеграции по методу Марианны Лынской для автоматизации поставленных звуков. Например, во время автоматизации изолированных звуков можно одновременно с произнесением вставлять в мандарин бутончик гвоздики (пряности), или предложить ребенку одновременно с произнесением наматывать ленточку на палец. Можно прижимать палец ребенка во время произнесения отрабатываемого звука мягкой прищепкой и т.д. Сенсорная интеграция – это способность нервной системы одновременно обрабатывать информацию, поступающую от разных сенсорных систем, моторных в том числе.
Продолжается работа со школьниками младших классов, которые нуждаются в интенсивной педагогической коррекции.
С Татьяной К. идет работа по коррекции языковых расстройств, при которых нарушается структурно – функциональная сторона языка — фонематические, грамматические и лексические операции в процессе порождения речи. За время работы ребенок закрепил понятия «мужской, женский, средний род», грамматически верно использует притяжательные местоимения, согласовывает существительные с прилагательными. На данный момент идет работа над развитием логического мышления путем упражнения в составлении загадок о предметах, используя при этом слова – признаки, употреблением слов антонимов, совершенствованием процесса поиска, актуализацией слов.
С Андреем И. продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, обучению чтению, развитию графомоторных навыков. На данном этапе ребенок владеет послоговым чтением, знает состав числа, выполняют операции сложения и вычитания в пределах 10. Улучшилось состояние мелкой моторики, ребенок ориентируется в пространстве, на листе бумаги.
С конца ноября началась работа с новой группой детей, имеющими общее недоразвитие речи. С Лукьяном М, Мирославом Я., ведется работа по обогащению лексики, развитию связной речи, формированию грамматического строя речи, развитию артикуляционной и мелкой моторики, фонематического восприятия (языкового анализа и синтеза), коррекции звукопроизношения, совершенствованию слухового и зрительного восприятия. С Леонидом К. начата работа по коррекции произношения сонорных звуков и нарушения слоговой структуры слова.
*Все имена изменены в интересах конфиденциальности
Лариса Смолякова, логопед АДЛ