Запинки в речи детей являются распространенным речевым нарушением.
Это явление чаще всего возникает у детей в период наиболее активного формирования речи в возрасте ребёнка от 3 до 5 лет.
В Алчевской духовной лечебнице дети с запинками в речи получают специализированную логопедическую и психолого-педагогическую помощь.
Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными, во время доверительной игры. Этим необходимо воспользоваться взрослым и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка. Именно на этом основана логопедическая коррекционно-развивающая работа, которая проходит не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях и доверии, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи, что является главной задачей логопеда Алчевской духовной лечебницы.
Апробированная в лечебнице работа с детьми, имеющими запинки в речи представляет собой систему игровых упражнений и рассчитана на 30 недель (учебный год). Результат такого подхода имеет многофункциональный характер:
- обеспечивает коррекцию речи и проблем в развитии личности;
- развивает чувство темпа и ритма речи;
- активизирует внимание и память ребёнка;
- растормаживает мышечный гипертонус;
- развивает речедвигательную координацию;
- развивает мелкую моторику;
- формирует навык грамотной связной речи.
В лечебнице выстраивается определённая стратегия логопедической помощи. На первых занятиях по речевой коррекции логопед использует облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.
Для выполнения домашних заданий, педагоги лечебницы рекомендуют заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15-30 минут, в игровой форме можно заниматься и два раза в день, что ещё лучше для развития детско-родительских отношений. Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке, так, чтобы это было не отработанное по заданию время, а искренняя тематическая игра со значимым для ребёнка взрослым. В такой атмосфере, когда ребёнку регулярно уделяется особое душевное внимание и личное время, решаются и многие психологические проблемы, зачастую сопутствующие проблемам развития речи.
Любите своих детей, играйте с ними, планируйте совместные дела и увлечения, общайтесь по душам, пойте песни и рассказывайте сказки, верьте в чудо, молитесь Богу и с благоговением подходите к великим Таинствам Христовым – исповеди и Причастия. И тогда – счастье поселится в вашем доме и умножится в ваших детях, исцеляя любые запинки в развитии ребёнка — любовью.
Логопед-волонтёр АДЛ, Лариса Смолякова