Будничное логопедическое занятие в Алчевской духовной лечебнице.
В основном – на приёме не говорящие дети, но наши занятия уже приносят свои первые плоды. Дети начинают произносить свои первые звуки, слоги и слова I типа слоговой структуры. Взаимное усердие и методики Ткаченко, Новиковой–Иванцовой, и различные методические пособия продвигают нас к первым словам и ещё не сказанным, но уже выраженным мимикой и жестами речевым фразам, а затем и к полноценному речевому самовыражению.
Например, Тимур* и Светлана, когда переступили порог лечебницы, на диагностическом занятии могли произносить только первые слоги слов. Со временем, опираясь на символы звуков, дети стали произносить двусложные слова, состоящие сначала из повторяющихся слогов типа мама, папа, няня и т.д., а затем и двусложные слова, состоящие из разных слогов (пена, вата, киви, дыня). Закрепляя накопленный словарный запас, нам удалось побудить детей произносить фразы, отвечая на вопросы:
— Что это? (Это вата)
— Кто это? (Это няня)
— Где пена? (Вот пена)
Дети дошкольного возраста любят играть и должны играть, обыгрывать всё, что их переполняет, и очень хорошо когда через игру взрослый может помочь ребёнку в решении не только психолого-педагогических проблем, но и конечно же – логопедических.
Например, очень просто и всегда удобно играть в игру «Прятки» и её различные модификации, даже сидя за столом. К примеру, закрыв изображение предмета, мы можем побудить ребенка ответить на вопрос: «Чего нет на столе?», — и малыш вспоминая ранее просмотренные изображения, отвечает:
— Нет пены, нет мухи.
Дети с удовольствием играют в эту игру, эмоционально реагируют на появление предмета:
— Вот пена, вот муха и т.д.
Во время таких игровых занятий дети легко знакомятся с грамматическими категориями, усваивают падежные конструкции. У детей формируется навык словообразования.
А некоторые ребята очень музыкальные и с удовольствием поют и песенки и звуки. Таким образом, у Катеньки* и Илюши, на музыкальных занятиях, нам удалось вызвать речь через создание интонационной и слого-ритмической базы языка. Опираясь на символы звуков, под музыкальное сопровождение малыши стали произносить звуки и слоги. Далее, наша музыкальная работа направлена на произношение цепочек из двух звуков: уа, ау, иа, простейших звукоподражательных слов: му, пи, ко, и т.д.
Вот так, постепенно, маленькими шагами продвигаемся к цели. У детей появляется уверенность в своих силах, желание вербального общения, и радость от весёлых занятий в Алчевской духовной лечебнице, где всегда рады детям, и где они обязательно будут поняты, приняты, защищены и открыты для взаимодействия с новыми друзьями.
*Все имена изменены в интересах конфиденциальности
Лариса Смолякова, волонтёр-логопед
Алчевской духовной лечебницы