Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. В сегодняшнем Евангельском чтении, которое было предложено нашему христианскому вниманию за Божественной Литургией, рассказывалось о том, как к Господу Иисусу Христу, в городе Капернауме принесли расслабленного человека, чтобы Он исцелил его. Но Спаситель, вместо того, чтобы по Своему могуществу исцелить человека от тяжёлой болезни, прежде всего, прощает ему его согрешения. Вместо того, чтобы сказать человеку: «будь здоровым», — Господь Иисус Христос говорит ему: «чадо, прощаются тебе грехи твои». А уже затем, по Своей Божественной силе, Иисус Христос говорит расслабленному: «Встань, возьми постель твою и ходи».
Так какая же, братья и сёстры, причина тому, что Господь Иисус Христос сперва человеку простил его согрешения, а лишь только после этого даровал ему здравие? Так Иисус Христос поступил потому, что грехи являются не только причиной наших болезней, недугов, но от них происходят и все наши несчастья.
А вот насколько это справедливо, мы это можем с вами узнать из следующего примера. Читая историю творения мира, которую передал пророк Моисей, мы узнаём, что пока человек на земле был в невиновности, на земле не было ни греха, ни соблазна. Как только праотец наш сделал преслушание, пал, согрешил, тотчас наступили труды, несчастья и болезни, как наказание за преступление. Ведь тотчас Богом было Адаму сказано: «Проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей». И праматери Еве было сказано: «умножая, умножу скорбь твою, в болезнях будешь рождать детей».
Грех — это причина всех болезней, об этом пишет святой апостол Павел в послании к Римлянам: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».
Вот почему Господь Иисус Христос вначале расслабленному простил его согрешения, а после этого даровал ему здоровье. Далее давайте посмотрим.
За грех только одного человека, египетского фараона, за его личный грех, весь египетский народ претерпевал голод и болезни.
За грех Бог угрожал Израильтянам, когда говорил им: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,- то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами».
За грех царя, пророка Давида, Бог послал язву на весь Израильский народ.
За грех одного человека, Бог поразил Иорама, царя иудейского неизлечимою болезнью.
За грех, некоторый евангельский человек 38 лет был в своём недуге у Овчей купели, и Господь Иисус Христос исцелив его, сказал ему: «Вот ты выздоровел, смотри, больше не греши, чтобы чего-нибудь худшего с тобой не случилось».
Грех есть причина всех болезней, а это можно, братья и сёстры, доказать прямо на опыте. Так, невоздержание есть порок, грешат те люди, которые проводят невоздержанную жизнь. Тот, кто невоздержанно себя пресыщает, всегда болеет желудком. Сребролюбивый человек, корыстолюбивый человек впадает в задумчивость, лишается разума, впадает в различные болезни. А иногда человек готов отдать себя в руки смерти, если не дай Бог увидит, что его богатство пропадает. А до чего доводит гневливость? Да даже невозможно и исчислить причиной каких бедствий, болезней является грех.
Все телесные болезни берут своё начало от греха. Да и духовные болезни тоже являются следствием греха. Разум человеческий повреждается грехом. Кто неправильно мыслит, у кого неправильные поступки? — у человека порочного. Кто расслабляет разум? Кто избирает только плохое? – конечно, порочный человек. Кто притупляет, а не развивает память? – конечно, порочный человек. У кого испорченная воля? Кто вместо добра делает зло, а злом ещё и хвалится? — это нераскаянный грешник. Но спросим себя: у кого злое сердце? у кого плохие желания? кто не хочет познать ни себя, ни Бога? – порочный человек. Кто осуждает всех людей? Кто болен гневом, гордостью, завистью? – да, это нераскаянный грешник.
Вот почему, братья и сёстры, Господь Иисус Христос сказал расслабленному человеку: «чадо, прощаются тебе грехи твои», — а только после этого Иисус Христос даровал расслабленному здоровье.
Нужно и нам с вами, братья и сёстры, чаще приходить сюда, в храм Божий, и просить Господа, чтобы он исцелил нас от проказы греховной. Если мы с вами желаем быть здоровыми и душевно, и телесно, значит, мы, прежде всего, должны избегать грехов, которые являются корнем всех болезней.
Мы должны просить Господа, чтобы Он нас с вами просветил светом Евангельского учения. Мы должны просить Господа, чтобы познавали и себя, и Бога. Мы должны с вами просить только доброе. Мы должны с вами просить Господа, чтобы мы с вами ходили по путям добродетели. Будем с вами скромными, постоянными, порядочными, человеколюбивыми, щедрыми, независтливыми. Будем просить у Бога, чтобы нам всегда быть здоровыми.
И будем верить, что Господь наш, Иисус Христос, Он исцелит нас с вами от всех болезней. Он подаст нам с вами здравие. Господь, по Своему милосердию, вначале скажет нам с вами: «чада, прощаются вам грехи ваши, только покайтесь». А после нашего покаяния Господь, видя, что мы и сами заботимся о нашем исцелении, убегая от грехов, Господь и нам с вами скажет: «а теперь встаньте, ходите, будьте здоровы и прославляйте Отца и Сына и Святаго Духа, и Пресвятую Владычицу нашу Богородицу Приснодеву Марию», — всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)