Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

ih3409

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Богом любезные отцы, братия, матери и сестры. Сегодня Святая Церковь и мы с вами торжественно воспоминаем Обретение и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это радостное событие, последовавшее через триста тринадцать лет после Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, было совершено святою Еленою, матерью святого равноапостольного царя Константина. Когда благочестивая царица посещала святые места, освящённые жизнью и страданием Спасителя, то Святой Дух, возбудил в её сердце желание обрести Крест Господень, до того времени остававшийся в неизвестности по различным обстоятельствам, которые были вызваны гонением на христиан. Тяжело было обрести святой Елене Крест Господень, потому что иудеи и язычники, не терпящие поклонения распятому Господу Иисусу Христу, старались скрывать место пребывания Креста Господня.

Крест Господень вместе с крестами распятых разбойников, был зарыт в землю, и на том месте был выстроен римлянами храм языческому божеству. Но старания святой Елены увенчались успехом, потому что место пребывания Креста Господня было указано одним иудеем. Храм языческому божеству, который стоял на месте пребывания Креста Господня, был разрушен. Когда начали раскапывать землю, все ощутили необыкновенное благоухание. А затем были обретены 3 креста, на одном из которых была та надпись, которую Пилат приказал возложить на Крест Господа нашего Иисуса Христа. Но, несмотря на это указание, благочестивая царица, искала и другого свидетельства признания Креста Господня. Поэтому, по повелению святителя Макария, Патриарха Иерусалимского, на Голгофу принесли усопшего, чтобы к нему приложить найденные кресты. Когда святитель прикоснулся к усопшему одним, затем вторым крестом, то никакого действия не произошло. И только когда святитель Макарий прикоснулся к усопшему третьим крестом, на котором была надпись, усопший ожил. Это чудо и уверило всех в подлинности Креста Господа нашего Иисуса Христа. Найденный Крест с великим торжеством был перенесён в Иерусалимский храм, где святитель воздвиг Его перед народом с амвона, то есть с возвышенного места, чтобы все могли насладиться зрением Честного Животворящего Креста Господня. И когда люди увидели Животворящий Крест, то все, находившиеся в храме, свои религиозные чувства выразили в кратком, но содержательном молитвенном призыве, говоря: «Господи, помилуй!».

И таким образом, Святая Церковь, обрадованная обретением Божественного сокровища, постановила ежегодное празднование Воздвижения Креста Господня в сегодняшний день, 14 сентября, по старому стилю. Много времени, братья и сёстры, прошло от Воздвижения Креста Господня. Вот и сейчас, мы с вами стоим у Креста, который воздвигнут на аналое, среди Церкви. Мы с вами, познаём благоговейное поклонение перед этим Животворящим древом. Сегодня, за Божественной Литургией, мы вновь с вами внимали Евангельскому повествованию о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. И если нам с вами дороги все события из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, то тем более нашему сердцу дороги воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа, когда совершался беззаконный суд над невинным страдальцем. И всё это дорого нам потому, что Господь наш, Иисус Христос, даровал нам с вами жизнь, Он за нас с вами пострадал и своими страданиями приобрёл для каждого из нас право на вечное спасение.

И сейчас, окружая Крест, который возлежит на аналое, наша мысль переносится в те далёкие времена, когда Владыка твари, Господь Славы, действительно, в присутствии многих свидетелей: ко Кресту пригвождался, в ребра прободался, Он, по выражению церковной песни, Сладость Церковная – вкушал желчь и оцет! Он, Господь, сотворивший человека, заушался человеческой рукой! Мы с вами вспоминаем, что Господь, покрывающий небо облаками, по злобе людской облагался терновым венцом, одевался в одежду поругания, Он терпел оплевания, поношения, скорби, муки, и всё терпел, нас ради осужденных.

Завещанный крест, который Господь нам повелел нести — это те труды, те скорби, лишения, которые неизбежны в этой христианской жизни

Вот почему сегодня, братья и сёстры, Святая Церковь призывает верующих людей воздать самое благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту. С того времени, когда Господь наш пострадал на Кресте, Крест стал самой драгоценной святыней для нас, христиан. С того времени Крест стал верным спутником в жизни каждого христианина. Изображая на себе крестное знамение, мы с вами делаем знак, которым выражаем нашу веру в распятого Господа Иисуса Христа. И это крестное знамение, нами творимое с таким воспоминанием, с такой верой, имеет, естественно, для нас с вами великую спасительную силу. Ибо Крест Господень может освятить наш ум, может смягчить наше чёрствое сердце любовью, Крест может дать нам благодать и помощь в нашей христианской жизни. Изображая на себе крестное знамение, мы с вами делаем знак, по которому к нам приступает ангел хранитель, чтобы отгнать от нас вражескую силу.

Крестное знамение напоминает нам с вами и о том кресте, который Спаситель заповедовал каждому из нас взять на свои плечи, нести безропотно, смиренно, подчинив свою волю и желания воле Божией: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». А завещанный крест, который Господь нам повелел нести — это те труды, те скорби, лишения, которые неизбежны в этой христианской жизни. Этот крест мы должны нести безропотно и со смирением.

В душеспасительных книгах описывается о том, как некоторый христианин жаловался на свой тяжёлый крест и на свою бедность. Чтобы смирить этого христианина, ему было видение, что он стоит в пространной комнате, которая уставлена множеством крестов различных размеров. Все эти кресты были покрыты покрывалом. Таинственный голос сказал бедняку: «Ты жалуешься на свой жизненный крест, на свою бедственную долю, а поэтому выбирай любой крест, себе по силам». Бедняк взял один крест и не поднял, второй, если и поднял, то он показался ему очень тяжёлым, а третий крест был легче, но своими углами уж очень резал плечи. Бедняк, перебрал все кресты. Оставался ещё один крест, которого он не замечал, он казался ему очень тяжёлым, а когда бедняк взял этот крест, он с радостью воскликнул: «Вот этот крест я и понесу»! Когда сняли покрывало, там было написано: «Бедность». Итак, бедняк опять остался при своём кресте и при бедности. Зато христианин понял, что крест, который ему ниспослан, — это самый лёгкий и удобный крест для несения в жизни. Бедняк понял, что бедность смиряет гордость, удаляет празднословие и праздность трудовую, потому что при праздности и богатстве, человек ведёт нетрезвую жизнь. А нетрезвая жизнь вызывает невоздержание в пище и питие и является результатом многих болезней. Значит, бедность –это самый лучший крест для несения. Бедность заставляет человека надеяться на жизнь вечную, в которой нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания!

Сегодня Святая Церковь нас с вами призывает воздать самое благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, поклонимся, братья и сёстры, Кресту Господню, не только телом, но и нашим духом.   Облобызаем Крест, не только нашими устами, но и нашим сердцем! И при этом будем воспевать слова: «Древо жизни и спасения, Крест Честный, хранителем души и тела буди нам, образом своим бесы низлагай, враги побеждай, благословение, жизнь и вечное спасение нам даруй»!

Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)

sh-kirill

Схиархимандрит Кирилл (Михличенко) — духовник Старобельского Свято-Скорбященского женского монастыря, любимый батюшка – пастырь многих страждущих, почитаемый старец и утешитель. О жизни старца можно узнать из статьи духовного чада батюшки, Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко — «О дорогом батюшке: биография схиархимандрита Кирилла (Михличенко)». Проповеди и воспоминания о батюшке его духовных чад можно найти в рубрике «Светлая память»
Дорогие друзья, наши проекты существуют исключительно благодаря вашей поддержке

Мы в социальных сетях