Психологическая помощь «Застенчивым невидимкам»

IMG_20191105_103248

Одна из самых загадочных человеческих эмоций — стеснение, которое может перерасти в такую черту характера, как застенчивость. Застенчивость, как скромность, украшает целомудренную девушку, это достояние вековой русской культуры. А бывает невротическая застенчивость, которая мешает детям общаться даже друг с другом.

У невротически застенчивого ребёнка любое общение вызывает страх и реакцию отторжения. Он всячески пытается избежать межличностного контакта. Разговор со взрослым может повергнуть его в ступор, простая дружеская болтовня недосягаема для него. Такие дети внешне выглядят похоже, даже в обычной обстановке со знакомыми людьми: опущенная голова, взгляд в пол, в сторону, сутулые плечи, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы.

Невротическая застенчивость может являться результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и закрепляется. Возможно, ребёнок в свои 5 или 6 лет уже несколько раз испытал опыт неудачного общения с людьми. Некоторые дети, столкнувшись с неудачей в общении, предпочитают уходить от контактов. Часто застенчивость прячет повышенную ранимость и обидчивость.

Уклоняться от общения ребёнок может и тогда, когда не знает, как поступить или что сказать, такие дети имеют  бедною фантазией, медленную реакцию.

Бывает, и так, что ребёнок с чужими не может вымолвить и слова, а с близкими у такого ребёнка проявляется очень властный, упрямый характер.

Т.Шишова и И.Медведева, известные детские психологи, дают такую формулировку невротической застенчивости: «Застенчивость – это комплекс неполноценности помноженный на эгоцентризм».

Чем опасна такая застенчивость? Её последствия могут быть удручающими:

— застенчивость препятствует тому, чтобы заводить друзей, знакомится с новыми людьми, получать удовольствие от приятного общения.

— застенчивость удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

— застенчивость усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении;

— застенчивость сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

У застенчивого ребёнка эмоции переживаются и проживаются внутри, таким детям свойственно недооценивать свои способности. Задача взрослых не указывать прямо на недостатки и неудачи ребёнка и не сравнивать детей между собой — каждый ребёнок  индивидуален и одарён в чем-то своём.

В основе коррекционной программы занятий с застенчивыми детьми, психологи Алчевской  духовной лечебницы используют игровой подход. Согласно классической психологии, в поэтапном игровом развитии формируются все механизмы, необходимые для успешного развития ребёнка.

Мы выделили определённые игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении застенчивых детей и в помощь детям группы риска.

  1. Свободные и самостоятельные игры детей, в которых поведение ребёнка направляется на полную самореализацию. Цель такой игровой коррекции состоит в помощи ребёнку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой ситуации состоит в создании или в восстановлении отношений между ребёнком и взрослым. В ходе проведения подобной игры ребёнок получает возможность играть, как ему хочется, не нарушая границы безопасности. Психолог принимает игру ребёнка, не требует ни каких изменений, создаёт чувство безопасности и экологичной вседозволенности, раскрывающей ребёнку доверие мира и расширение своих возможностей. Если игра не угрожает безопасности всех играющих детей, то психолог избегает указаний и оценок, но демонстрирует ребёнку понимание и сочувствие, отражая его чувства в речи так, что ребёнок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности понимания ребёнка и даёт ему возможность самому справиться со своими проблемами, развивая личностные качества.
  2. Проигрывание психологом вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучать его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

Психологическая помощь психологов Лечебницы по преодолению застенчивости у детей, обязательно включает различные типы упражнений, перечислю только некоторые из них:

— установочные ролевые игры — поэтапное исполнение заранее подготовленного сценария, использование  элементов  сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем.  Очень хорошо зарекомендовали себя «Истории застенчивого слонёнка» (авторская методика Т.Шишовой и И.Медвевой, «Застенчивый невидимка»).

— проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребёнка (ситуация знакомства, диалога, публичного выступления и т.д.):

«Угадай эмоцию»; «Живая иллюстрация» (для этой игры идеально подходят стихи А.Барто); «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»; «Озорной двойник» — ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест (допустим, когда он подпрыгивает, они должны будут присесть); «Сказка» — ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его самого. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

— пальчиковые игры или игры на расслабление ручных мышц. Они стабилизируют давление в мышцах, сближают детей в эмоциональном плане;

— психогимнастика — упражнения для уравновешивания эмоционального состояния, научение сопереживанию и состраданию;

— арт-терапия или творческие упражнения, свободное или тематическое рисование, игры с песком, лепка —  для выхода творческой энергии, выявления и отработки страхов, формирования доверительного общения взрослого и ребёнка, для снижения напряжения, тревожности и раскрепощения: «Кляксы», «Каракули», «Рисуем своё настроение», «Дорисуй рисунок», «Закорючка», «Спонтанное рисование под музыку» — ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ребёнком на бумаге.

Музыка – яркая, эмоционально богатая, негромкая. Используются карандаши, краски или мелки, рисование природным материалом, крупой, и др.

— подвижные игры — для разрядки обстановки, переключения внимания с внутреннего мира на внешние действия, для развития коммуникативных навыков: игры с кеглями, прыжки на батуте, игра «Весёлая зарядка», «Весёлый мячик» и др.

— релаксация — обязательный элемент тренинга в работе с напряженными детьми: «Рычи, лев, рычи!» В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы — львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«Воздушный шарик».  Инструкция: «Представь себе, что сейчас мы   будем надувать шарики. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его.  Следи глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем.

«Дудочка»: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. Инструкция: «Давай поиграем на дудочке. Неглубоко вдохни воздух, поднеси дудочку к губам.  Начинай медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала.

«Шалтай-болтай»: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давай поставим   маленький спектакль. Он называется «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

И многие другие игры.

В ходе коррекционной работы  в Алчевской  духовной лечебнице было отмечено, что игровые методы благоприятно влияют на личность ребёнка, способствуют преодолению агрессии, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности, помогают развитию коммуникативных способностей.

Преодолеть застенчивость психолог может помочь ребёнку только при взаимодействии с родителями. Психологами замечено, что часто родители застенчивых детей и сами не очень общительны. Дети всё усваивают по принципу подражания, и примером для подражания в первую очередь являются родители. Родительская тревожность также способствует развитию застенчивости, так же как и родительская авторитарность. Если родители хотят преодолеть застенчивость ребёнка, нужно начать с себя.  Делать это желательно, пока ребёнок ещё маленький. С возрастом у ребёнка складывается определённый стиль поведения, который корректировать становится сложнее.

Родителям можно рекомендовать следующий стиль поведения с застенчивым ребёнком:

— расширять круг знакомств своего ребёнка, чаще приглашать к себе друзей. Берите ребёнка с собой в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым местам.

-не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами. Не старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему определённую меру свободы.

— чаще привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Посмотри,  что это за красивая книжка с картинками. Давай попросим продавца нам её показать». Обычно в ситуации вынужденного общения, ребёнок сначала скован настолько, что не может слова вымолвить, не отрывается от руки матери, отводит глаза. А уходя, уже громко прощается, иногда даже улыбается. Особо обратите внимание, как общаетесь вы сами. Если родители не ценят и не формируют дружеские отношения с другими, то сомнительно, что ребёнок будет это делать.

Творческие кружки предоставляют много возможностей, для избавления от застенчивости, чувства неловкости. Занятие одним из игровых видов спорта очень полезно с точки зрения социальных взаимоотношений, но неловкость и неумелая игра, могут спровоцировать излишнее напряжение у ребёнка. Поэтому необходимо спросить у ребёнка, есть ли у него желание посещать такие занятия и даже при его согласии отдавайте ребёнка в группу с «нуля», чтобы не спровоцировать новый приступ застенчивости.

Замечено, что застенчивые дети имеют пониженную самооценку. Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе.  Отлично повышает самооценку ребёнка признание взрослым его достоинств и заслуг. Хвалить просто необходимо, особенно таких детей, которые избегают неудач, боятся любого своего самостоятельного шага, не уверенны и тревожны в своих действиях. Важно давать такому ребёнку посильные задания и верить в его успешность. Ориентировать малыша на успешное окончание начатого — одна из основных задач родителей. Ребёнка нужно хвалить, в том числе и просто за то, что он есть на свете. (Как хорошо, что ты у нас родился). Когда ребёнок раскрепощается и начинает гордиться собой, его поведение выравнивается.

С самого раннего детства ребёнок должен ощущать доверие не только по отношению к другим людям, но и по отношению к себе. Другими словами, близкие взрослые должны постараться показать малышу, что ему доверяют.

Полезно снизить количество замечаний, адресованных ребёнку. Поэтому можно предложить родителям попробовать в течение дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Перечитав список, скорей всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку. Ласковые прикосновения близких взрослых помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

И главное, не стесняйтесь открыть своё сердце детям, проявляйте свою любовь к детям не только в материальной заботе, но и в душевной, и в духовной, молитесь о них и с ними, приводите детей ко Причащению и сами старайтесь очищать душу исповедью и приобщаться Христу в Святом Причастии.

Пусть девиз Алчевской  духовной лечебницы «Жизнь жительствует любовью» — станет и вашим девизом на многая и благая лета!

IMG_20190919_135839_HDR IMG_20200206_135707_HDR DSC_0526 IMG_20190912_141915_HDR IMG_20190912_142417_HDR

Инна Сидорова, психолог АДЛ

Мы в социальных сетях