Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Коррекция коммуникативных способностей у детей с РАС

В продолжении темы о важности развития коммуникативных навыков у дошкольников, в помощь особым детям и детям группы риска.

Как уже говорилось, успешная социализация ребенка в обществе во многом обеспечивается его коммуникативными умениями.

При обращении родителей в Алчевскую духовную лечебницу за психологической помощью с жалобами на необщительность ребёнка, избегание контактов, как со взрослыми, так и с детьми, проводится первичная диагностика, для выявления причины такого поведения у ребёнка. И такой причиной в настоящее время очень часто является расстройство аутистического спектра (РАС), сопровождающееся задержкой речевого развития, иногда и интеллектуальной недостаточностью. Дети с РАС отгораживаются от общения или общаются формально, не проявляя заинтересованности в собеседнике. Иногда такое поведение путается с застенчивостью. Но   отличие застенчивых детей от детей с РАС в том, что застенчивые дети хотят общаться, они просто не умеют устанавливать контакт и страдают от этого, хотя зачастую и не признаются в этом.

Дети с расстройством аутистического спектра совсем не испытывают потребности в чужих людях, им вполне хватает близких, в частности матери.

Семье, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, приходится прилагать немало усилий, чтобы помочь ребенку овладеть вербальными средствами коммуникации как условиями социальной адаптации.

В настоящее время расстройства аутистического спектра относят к группе, так называемых  охватывающих все стороны психики расстройств развития. Эти расстройства имеют разную степень выраженности ключевых признаков аутизма:

— нарушения способности целенаправленно использовать речь для коммуникации;

-узость и ограниченность интересов;

— стереотипность поведения;

— трудности в выражении своих эмоций и понимании эмоций других людей.

У разных детей эти признаки могут быть выражены неравномерно, у кого-то больше, у кого-то меньше. Поэтому, при работе с детьми с РАС, основное внимание психологи Алчевской  духовной лечебницы уделяют коррекции нарушения развития коммуникации и социальных навыков в целом, и логопедической коррекции.

Случай из практики: на консультации мальчик Тимур 4 года.

На первом этапе (этап диагностики), была проведена подробная беседа с мамой. В результате  которой  получена информация о том, как близкие понимают, что ребенок  хочет или не хочет, как узнают о дискомфорте ребенка или его болезненных ощущениях, какие звуки и слова ребенок произносит и что они обозначают, как ребенок реагирует на незнакомых взрослых, выполняет ли он инструкции близких или других взрослых и как они об этом узнают, как реагирует на свое имя и т. д. Важно было узнать, что ребенок любит делать, не любит делать или ему неприятно, какие умения у ребенка уже сформированы, что ребенок умеет выполнять сам, для каких действий необходима помощь и, какая именно.

Жалобы мамы: отсутствие членораздельной речи у ребёнка, неумение сосредоточить внимание на чём-то одном, неусидчивость, частые   истерики. Проявляет равнодушие к детям, взрослым, избегает контактов, проявляет негативное отношение к громкой музыке, пугается большого скопления людей. Проявляет страх к громким звукам. Реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. По словам мамы, успокоить его можно только с помощью телефона или планшета. При беседе с мамой выяснилось, что ребёнок очень избирателен в еде. Имеет трудности с навыками самообслуживания. Нет сопереживания по отношению к другим людям.

При диагностике на первых занятиях в Алчевской духовной лечебнице, наблюдалась большая подвижность у ребёнка, мальчик всё время находился в движении. Он быстро передвигался по кабинету, хватая то один предмет, то другой. Начиная играть с какой-либо игрушкой, быстро терял интерес. При наблюдении за поведением ребёнка замечено, что мальчик совершает однообразные действия в течение долгого времени, бегает по кругу, взмахивает руками, выполняет круговые движения руками, раскачивается и подвывает. Совершает стереотипные манипуляции с предметами, перебирает мелкие детали (камушки и шарики), выстраивает в ряд машинки. Неспособен начинать и поддерживать диалог, стереотипно повторяет слова и звуки. Мальчик сторонится тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, не улыбается. Ребёнок проявил отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уходит из ситуации обучения.

После первичной консультации, маме была дана рекомендация пройти обследование с ребёнком у психиатра, невролога и логопеда. Ребенку проведена электроэнцефалография и консультации невролога, психиатра и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – расстройство аутистического спектра.

На основании заключения всех специалистов была разработана индивидуальная коррекционная программа, важным этапом которой является установление эмоционального контакта с мальчиком.

Очень важно было позволить ребенку почувствовать себя в безопасности, освоиться в новой обстановке, почувствовать свободу деятельности. На этапе установления контакта, психолог не вмешивается в деятельность ребёнка, не вступает с ним во взаимодействие, не комментирует его действия, не предлагает что-либо.

Следующий этап коррекционной программы: после того, как ребёнок освоится, почувствует себя спокойно, необходимо начинать присоединяться к интересам ребёнка, с игровым материалом, находящимся в его поле зрения. Выполнять действия схожие с действиями ребёнка, можно комментировать действия ребёнка, наполняя смыслом его стереотипные действия и высказывания.

На этом этапе, когда психолог приобретает для ребёнка статус «Значимого другого», необходимо начинать вовлекать ребёнка в простые игры: с песком, крупами, конструктором, мячом, с цветом, водой и т.д.

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой.

Игры для детей подбираются простые и доступные, они не должны вызывать напряжения и отталкивания.

Приведу пример некоторых игр, используемых на занятиях на установление эмоционального контакта:

  1. Игры с песком

ребенку предлагается разровнять песок грабельками;

-выложить домик из геометрических фигур;

-нарисовать пальчиком на песке солнышко, тучки, дождик, травку и т.д.

— спрятать игрушку в песке и попросить её найти и др.

  1. Игры с кинетическим песком

— ребенку предлагается потрогать, помять песок;

— заполнить формочки, «испечь куличики»;

-ставить штампики, скатать шарики, колбаски, спрятать игрушку и др.

  1. Игры с крупами, ракушками, камушками, пуговками

— спрятать ручки в крупу;

— разложить или разделить крупы, косточки, камешки, ракушки по чашечкам.

— перекладывать крупные косточки пинцетом, более мелкие фракции ложкой и другими предметами.

— пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпаем крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

— «Покормим птичек». В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные или вырезанные из картона фигурки птичек – это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»

— «Разложи по тарелочкам». Перемешиваем в мисочке немного фасоли и гороха. Затем просим ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

Крупы используются самые различные: гречка, горох, фасоль, пшено, манка. Косточки: сливовые, абрикосовые, персиковые. Ракушки разных размеров и формы.

  1. Игры с цветом и водой.

— раскрасить воду и таким образом изучать цвета. Наполняем стаканы водой. Берём кисточку, на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый,   ребёнок может выбрать свой любимый цвет — и разводим в одном из стаканов;

— добавить немного мыла или шампуня и получить цветную пену;

— переливание воды по разным сосудам;

— пальчиками, вымазанными в краске, создаём узоры и просто кляксы;

— краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков;

— рисование красками на бумаге;

— игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Необходимо подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:

– «Снег пошел» – дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала;

– «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку;

– «Бульки» – дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует;

— фонтан. Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами;

— «Угощение для кукол». Куклы и прочие игрушки сидят за столом, а перед ними стоит «угощение»: стаканы с водой определенного цвета (красный – для имитации вишневого сока, белый – молока, жёлтый, имитирующий лимонад и т.д.). В процессе игры можно использовать разные сюжеты (день рождения, кафе), учиться считать «гостей», сидящих за столом, передавать друг другу стаканы и т. д.

  1. Игры с пластилином

— ребенку предлагается мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски, режем на кусочки;

— создание пластилиновых картинок. При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин – это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их – получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина – получился «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».

  1. Игры со звуками.

— послушаем звуки. Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, скрипу тормозов, шуму ветра, щебетанию птиц и т.д.;

— «Постучим, погремим!»  Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу;

— «Найди такую же коробочку». Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, – пусть он найдет коробочку, звучащую так же;

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличиваем постепенно.

— Используем с ребёнком разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т. п.

— «Музыканты». Используем с ребенком на занятии детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, детское пианино.

  1. Игры с ритмами.

Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используем следующие приемы:

– хлопки в ладоши;

– топанье ножками;

– прыжки в определенном ритме;

– танцы;

– проговаривание текстов стихотворений;

– пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

– сопровождение текста движениями;

– воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

– показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку.  Стишки и песенки вводятся постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся. Обычно начинаем занятия со следующих текстов: песенки – «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения — потешки – «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.

Когда у ребёнка начинает получаться различать на слух звучание песенок, потешек, используем  умения в сюжетных играх – «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку – играем на гармошке и т. д.

  1. Игры с мячом

— «Мячик, катись». Садимся на пол напротив ребёнка и толкаем к нему мячик. Предлагаем ребенку возвращать мяч таким же способом;

-подкинуть мяч;

-поймай мячик и др.

  1. Подвижные игры: Прыжки, метание мяча, бег, плеск в ладони. Это все направлено на растяжку, чувство равновесия, укрепления мышц.

— «Догоню-догоню, поймаю-поймаю». Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и произвольности действий.

— Прыжки на батуте.

— «Змейка». Берём ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходим от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Необходимо дать ребёнку возможность победно наступить на змейку ногой и др.

Игры должны развиваться постепенно — начинаем с самых элементарных и переходим к более сложным. Во время занятия очень важно индивидуально подходить к ребенку, помогать, поддерживать, подсказывать, повторять по несколько раз, если это потребуется.

В составлении коррекционной программы были использованы материалы из книги «Игры с аутичным ребёнком» автора Елены Янушко.

Во время проведения сенсорных игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.

  1. Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не нужно настаивать. Но обязательно следует попробовать в следующий раз. Если же ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, необходимо продолжать осуществлять игровые действия, комментировать их так, словно  действуем вместе с ребенком, можно «вводить» в игру любимую игрушку.
  2. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуемся любому, даже самому минимальному, участию в игре. Замечено, что часто случается так, что ребенок начинает воспроизводить игровые действия вне занятия. Или просит педагога повторить действие. Например, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на действия педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно или повторять игровые действия. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.
  3. Для организация целенаправленной деятельности ребенка очень важно  эмоциональное поведение взрослого, обеспечивающее привлечение внимания ребенка к выполнению заданий, удержание его в рамках этих заданий и выполнение их до конца.

В процессе игры, взаимодействия с ребёнком идёт обучение понимаю обращённой к нему речи, обучение пониманию жестов, пониманию значения простых односложных инструкций, выполнение простых поручений или просьб значимого взрослого, родителя, педагога.

По истечению четырёх месяцев занятий с ребёнком, были отмечены следующие результаты: мальчик позволяет приближаться к себе, заинтересован в присоединении к его деятельности, выполняет односложные инструкции (стой, иди, садись, дай, покажи, возьми), включается в игры; позволяет прикасаться к себе, проявляет радость от процесса взаимодействия с педагогом, появляется взгляд в глаза, начал улыбаться, выполняет социальные ритуалы (приветствие, прощание),  перестал бессмысленно бегать по кабинету, хватать игрушки, поворачивает голову в сторону зовущего, подходит.

Коррекционные занятия с мальчиком проходили в тесном взаимодействии психолога, логопеда, родителей.

Основную часть работы составляют занятия с ребенком, на которых создаются ему условия для перехода к более активным и сложным контактам с людьми, формируется полная и связная картина мира.

Новый опыт, полученный ребенком на занятиях, последовательно закрепляется и становится основой развития его повседневных отношений с миром.

Рекомендуется возобновить коррекционные занятия с ребёнком после летнего отдыха, т.к. в это время ребёнок с мамой выехал из города в деревню.

Постепенно в процессе последующих занятий, коррекционной программой предусмотрено дальнейшее формирование и развитие у ребёнка ответной реакции с ориентацией на понимание слов, подкрепленных действием.  Необходимо расширить рамки общения ребёнка с окружающими через совместные действия.

Не стоит забывать, что центром успешного развития и воспитания ребёнка является семья. Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно-страдательна.  Ребенку с РАС необходима специальная организация всей жизни, должны быть продуманы все мелочи бытовых ритуалов. Особенно важны постоянная эмоциональная поддержка близких, и их стремление двигаться вперед вместе с ребенком. Специалисты могут дать необходимую информацию, научить, поддержать, разрешить отдельные проблемы, но пройти его вместо близких они не могут, и не вправе их подменять. Воспитание ребенка с РАС требует от близких много душевных и физических сил, и необходимо научиться их сохранять, восстанавливать, распределять. В этом отношении огромное значение для родителей имеет установление эмоционального контакта с ребенком! Его привязанность, эмоциональная связь с ним становятся главным источником сил близких.

Родителям даны рекомендации, как можно научить ребенка привлекать к себе внимание, обращаться за помощью, сообщать о боли или дискомфорте; протягивать руку, выражая тем самым желание получить игрушку; выражать простые просьбы с помощью жестов или альтернативных коммуникативных систем.

Рекомендации родителям во время летнего отдыха —  выполнять с ребёнком следующие действия в домашних условиях:

  1. Давать и брать предметы, хвалить, если ваш ребенок что-то вам принес по просьбе или по своей инициативе. Давайте ему что-то положить, отнести.
  2. Провоцировать просьбы и контакт, прятать нужные детали от конструктора, пазлов, машинки, другие игрушки. Ставьте высоко, но на видное место то, что интересно ребенку. Тогда он будет обращаться за помощью к вам чаще.
  3. Обучите ребенка показывать, где у него болит. Например, засуньте под футболку или привяжите к ножке игрушку. Как только ребенок заметит предмет, спросите «Что-то мешает? Где болит? Где мешает? Мама поможет!» И устраните неудобство. Делайте это упражнение до тех пор, пока ребенок не поймет, что надо обратиться за помощью к маме.
  4. Физический контакт необходимо сделать приятным постепенно: подкидывания, возня, ку-ку, догонялки, щекотушки, самолет (полетели-полетели), или наездник на лошадке и др.
  5. Целовашки — научите вашего ребенка целоваться, обниматься, хвалите, пусть целует и папу, и маму по просьбе, бежит в объятия.
  6. Помогать маме, например, выбрасывать мусор, вешать белье, поливать цветы. Хвалите за помощь!
  7. Игра в прятки, выберите три места в комнате, нужен помощник, который спрячется вместе с ребенком, ищете малыша, активно радуйтесь, обнимайте, хвалите ребенка, потом сами спрячьтесь в тех же местах и пусть ребенок найдет вас вместе с папой.
  8. Совместная игра в машинку, куклу спать и кормить, по очереди строить башню, пинать мяч, катать с гладильной доски мишку и т.д.
  9. Перетягивание веревки или полотенца, кто сильнее.
  10. Брызгаться водой, купаться в бассейне, море вместе с ребенком.
  11. Бытовая имитация, подражание взрослому: возьми веник, тряпку, щетку — делай как я; подражание стуку, ритмичное стучание по столу или кастрюле ложкой, поднять одну руку, одну ногу, покружиться, сесть, встать, лечь, остановиться, нажми, бей, отрывай, складывай, пинай, доставай; звукоподражание взрослому: любой звук, ш-ш-ш-ш, звук индейцев ладошка по рту и т.д.

Имитация касания разных частей тела: живот, нос, колени, уши, глаза, волосы, стопы и т.д. Хлопать в ладоши, полетели-полетели, сорока-белобока; руки вверх, вниз, в стороны, руки в боки, плавание и марширование, воздушный поцелуй, пока-пока, приветствие; рисовать подражая, например линию, кривую, волну. Показать носик, ушки, глазки у куклы или мишки.

Игра в куклы по образцу, две пары кукол и одеяла, уложить бай, накормить.

Имитация с пластилином, скатать колбаску по примеру, блинчик, чередовать, втыкать соломинки, спички по примеру.

Открыть рот, высунуть язык, вытянуть губы, постучать зубами и т.д.

Перед зеркалом изображать улыбку, мотание головой нет-нет, кивнуть — да, указательный жест.

Имитация с игрушками: покатать машинку, постучать мячом, подкинуть шарик и т.д.

Поздороваться за руку, показать сколько годиков, вверх большой палец, разжать и сжать кулаки закрыть лицо руками, прыгать, поднимать одну руку или ногу, скрещивать руки и ноги.

С предметами и игрушками: положи в ведро, позвени, потряси, бей в барабан, толкай машинку, помаши флажком, стукни ложкой или молотком, собери, сложи.

С бытовыми вещами: надень шапку, пей из чашки, подуй, расчеши волосы, почистить зубы, вытри рот, отряхни ручки.

В качестве терапии предлагаем процедуры, доступные всем детям и взрослым, родителям мальчика было предложено следующее:

– посещение бассейна;

– детские аттракционы – прыжки на батутах, сухой бассейн, наполненный пластмассовыми шариками;

– разнообразные виды двигательной активности – возня (шуточные драки), физические упражнения, занятия спортом, танцы;

– общение с природой – дальние прогулки в лес, в парк, на речку, на озеро, на море и т. п.

Необходимо помнить, что работа с   ребенком с РАС может продолжаться годами. Надо всеми силами противостоять опасности аутизации всей семьи, помогать друг другу оставаться укорененными в жизни, сохранять родных, друзей, жизненные интересы и ценности. Открытый дом, безусловная любовь и вера, общение с семьями друзей, походы, путешествия — все это будет очень нужно ему в его последующих шагах по освоению мира.

Внимательность к ребёнку подразумевает, что родители должны замечать, когда ему нужно больше самостоятельности, и понимать, какие навыки ребенку нужно развить, чтобы добиться успеха в жизни. Делайте немного больше, чем запланировали, и никогда не останавливайтесь на достигнутом!

DSC_0463 IMG_20200128_135923_HDR IMG_20200227_154846_HDR IMG_20200611_110049_HDR

Инна Сидорова, психолог АДЛ