Методы коррекции заикания у детей дошкольного возраста

IMG_0665

Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве. В возрасте с 2 до 5 лет – период активного развития фразовой речи. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи. Нарушено дыхание, высота и сила звука, темп речи, ребенок повторяет отдельные звуки и слоги, не редко задержки возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, в таких случаях необходима помощь логопеда, психологическая помощь, консультация детского невролога.

Когда родители обращаются за помощью к логопеду, это правильное решение,  так как при отсутствии необходимой профессиональной помощи заикание может сохраняться долгие годы.  Не только сохраняться, но и усиливаться с годами. Главная задача логопеда – расширение словарного запаса, общее развитие речи. Ребенок испытывает трудности в формулировании мысли, подбору нужного слова или фразы в момент ответа (Я все понимаю, но сказать не могу, у меня не хватает слов). Дети начинают пользоваться жестами, вместо слов. Чтобы ответить правильно долго обдумывают свою фразу.

В Алчевской духовной лечебнице на занятиях по исправлению заикания используется методика Н.А.Чевелевой. Логопед располагает к себе ребенка, эмоционально настраивает: советует говорить плавно, нараспев, не спешить. Учит делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и глубоким, а выдох длительным и плавным. Ответ ребенка на поставленный вопрос должен звучать только на выдохе. Используются всевозможные игры и игровые приемы, четверостишья с движениями. Это вызывает интерес к занятию.

Приведем пример часто используемых игр:

— по лексической теме «Овощи» играем в игру «Один – много» с мячом. Логопед называет овощ в единственном числе и бросает ребенку мяч, он ловит и возвращая назад называет этот овощ во множественном числе: огурец – огурцы; помидор – помидоры и т.д.

— игра с мячом «Назови ласково»: лук – лучок; баклажан – баклажанчик и т.д.

— проговаривание «огородной» считалки:

«Чики – чики – чики – чок,

Помидоры, кабачок,

Лук, картофель, патиссон,

Выходи скорее вон».

Часто у заикающихся детей наблюдается недостаточная сила голоса (голос тихий, слабый); нарушение тембра голоса (глухой, хриплый, сдавленный). Голос может быть напряженным, прерывистым. Ребенок не может менять высоту голоса. В голосообразовании принимают участие губы, язык, челюсть – органы артикуляционного аппарата. Правильная артикуляция – залог звучности голоса. На занятиях по развитию артикуляции также применяются методики М.Ф.Фомичевой, А.И.Богомоловой и др.

Занятие включает в себя и обучение навыкам релаксации. Оно начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому дошкольнику предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Часто используемые упражнения, которые с удовольствием выполняют дети в духовной лечебнице:

«Кулачки»

Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

«В кулачок ладонь сожми,

Кулачками постучи.

Сейчас, девочки и мальчики,

Отдыхать будут ваши пальчики».

«Замок»

Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

«Ай люли, ай люли!

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота.»

«Дождь»

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

«Поглядите, поглядите —

Потянулись с неба нити!

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить».

После выполнения упражнений логопед вводит «формулу внушения расслабления» на начальном этапе: «Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глаза закрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные отдыхают. Ноги усталые, расслабленные отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятно чувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея теплые, расслабленные».

Во время расслабления, возможно, погладить  ребенка по спине. Большое значение имеет интонация и голос логопеда: мягкий и спокойный. На фоне расслабления вводится «формула правильной речи». Мы говорим неторопливо и спокойно, используя методику в стихотворной форме И.Г.Выгодской и др. Произнесение их логопедом должно происходить достаточно громким голосом, уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.

Используем на занятии и пение. Для этого хорошо помогает  «Логоритмика Екатерины Железновой». Во время пения у заикающихся ребят вырабатывается напевность.

Заикание — сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к ребенку. Особенностью занятий в Алчевской духовной лечебнице является применение методик к каждому ребенку индивидуально. Логопед —  доверительно и открыто  занимается с каждым, крайне осторожен, старается не ошибиться. Алчевская духовная лечебница, в лице своих специалистов и специализированного оборудования, учитывая комплексную помощь особым детям и детям группы риска —  надежда для многих детей и родителей Луганщины. Количество запросов о помощи превосходит реальные возможности нашего расписания, потому, многие родители получают домашние рекомендации для своего ребёнка и имеют возможность периодической консультаци

Некоторые рекомендации для родителей заикающегося ребенка:

  1. Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка.
  1. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что Ваш ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.
  2. Используйте Вашу мимику и жесты, давая понять ребенку, что Вы внимательно слушаете содержание его высказывания, и не обращаете внимание на то, как он это сказал.
  1. Выделяйте каждый день в одно и то же время по несколько минут, чтобы уделить все свое внимание ребенку. В течение этого времени позвольте ребенку делать все, что ему хочется. Пусть он сам решает, хочет он говорить или нет. Если Вы разговариваете с ним в это время, то говорите очень медленно и очень спокойно, делая много пауз. Эти минуты тишины и спокойствия помогут создать особую доверительную атмосферу для маленького ребенка и дадут возможность ему почувствовать, что родителям приятно с ним общаться.
  2. Помогите всем членам семьи научиться говорить и выслушивать друг друга по очереди. Для детей, особенно для заикающихся, намного легче говорить, когда их не прерывают и слушатель уделяет им полное внимание.
  3. Понаблюдайте, каким образом Вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать своего ребенка, чтобы у него была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Постарайтесь уменьшить число критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, а также замедлите свой темп речи.

И самое главное покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть, и любите его, несмотря ни на что. Самая могучая сила — это Ваша поддержка его, независимо от того заикается он или нет.

фото7 - копия - копия фото7 - копия DSC_0373

Татьяна Терещук, логопед АДЛ

Мы в социальных сетях