Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Многих людей волнует вопрос загробной жизни, это волнует и нас, верующих людей, и людей, которые равнодушны к религии. Мы знаем, что загробная жизнь есть и будет, но как она сложится для нас с вами, мы этого не знаем, потому что всё это скрыто от нас. Приближающаяся суббота посвящается поминовению усопших сродников наших. Мы удивляемся и премудрости, и любвеобилию Святой Церкви, которая простирает свою заботу не только о спасении нас живых, но и об умерших сродниках наших.
Мы верим, что со смертью человек не исчезает, потому что та сила духовная, которая заключена в нас, называется душой. Душа в человеке бессмертна. Душа продолжает жить в потустороннем мире с теми же ощущениями и с теми же чувствами, которые мы с вами испытываем здесь, на земле. А что касается того, что мы видим с вами усопших, то это умирает грубое тело, наш человеческий прах, который должен отойти в землю, с которого мы с вами сотворены. Вот почему Господь Иисус Христос ещё саддукеям, которые не верили в воскресение мёртвых, говорил: «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых». И веря в эту истину бессмертия человека, мы сегодня и собраны с вами на всеобщую молитву об упокоении наших усопших сродников. Мы верим, что наши усопшие сродники, не только слышат нас, они и ожидают наших молитв о себе, потому что участь в потусторонней жизни не у всех одинакова.
Вот что об этом рассказывается в житии преподобного Макария Александрийского. Однажды, идя по пустыне, преподобный Макарий увидел высохший череп. Поворачивая его своим жезлом, преподобный, услышав как бы стенание, спросил: «чей ты, череп»? Послышался ответ: «Я был начальником всех здешних жрецов, а ты Макарий, исполненный благодати Святаго Духа, когда молишься о нас во аде, то мы ощущаем облегчение от наших мучений».
— Какая же это вам отрада и какие же мучения вы испытываете? – спросил преподобный Макарий.
— Макарий, как небо отстоит от земли, так велик и огонь, в котором мы мучаемся, будучи опаляемы с ног до головы, и в этих мучениях мы не видим друг друга.
Преподобный Макарий спросил: «А есть ли мучения тяжелее ваших»?
— Есть, у глубже нас находящихся.
— Кто же они? – спросил Макарий.
— Мы, Макарий, не познавшие Бога, когда ты молишься, мы ощущаем отраду в том, что частично видим друг друга, это доставляет нам и отраду, и облегчение. Но те, которые познали Бога и отвратились от Него, не исполняя Заповедей Божиих, те испытывают ещё большие мучения.
Преподобный Макарий сказал: «несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию». И в большом раздумии преподобный Макарий продолжал свой путь.
Богом любезные отцы, братья, матери и сёстры, нет человека на земле, который бы пожил и не согрешил. Даже хотя бы человек жил всего лишь один на земле. Потому что все люди в основном умирают, будучи вечными должниками у Бога. Вот мы сейчас с вами и пришли сюда в Святую обитель, чтобы присоединить наши молитвы о наших усопших сродниках к общей молитве Святой Церкви.
Не забудем с вами, что поминовение об усопших было совершаемо ещё даже в Ветхом Завете. Пророк Иеремия от лица Божия называет недостойными и окаянными тех, о которых не совершаются поминовения в молитвах, милостынях, а также за Бескровной Божественной Литургией. А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не напрасно святые апостолы узаконили поминовение усопших на бескровной жертве, ибо не знали, какая польза бывает усопшим сродникам».
В житии преподобного Венедикта рассказывается, как возле его монастыря жили две благочестивые девицы, которые дали обет не выходить замуж. Жили они в подвиге поста и молитвы, но насколько они были благодатны, настолько были и злоязычны. Осудить человека, оклеветать, укорить, это было для них законом. Преподобный Венедикт, узнав об этих девицах, нарочито послал своего послушника предупредить этих девиц, чтобы они не были злоречивыми. Но девицы эти не исправились, даже учитывая то, что преподобный Венедикт обещал им, если они не исправят своей жизни, отлучить их от Причастия. Случилось этим девицам умереть и их, как великих постниц, погребли в Святой Церкви. Но поскольку в Священном Писании написано, что язык, это прекраса лжи, эти девицы за свое благочестие не были удостоены спасения. Потому что за каждой Божественной Литургией, когда диакон произносил слова: «Елицы, оглашеннии изыдите», — то верующие видели, что девицы вставали с гробов и выходили из храма Божия. Это продолжалось до того времени, покуда этот слух дошёл до преподобного Венедикта. Венедикт пролил слёзы об этих девицах, сокрушился и отослал просфору в ту Церковь, где были погребены эти девицы, с тем, чтобы за Божественной Литургией об этих девицах вынули святые частицы из святой просфоры. И лишь только с этого времени христиане увидели, что после возгласа диакона об оглашенных, они пребывали в храме Божием. Это было знаком, что по молитвам преподобного Венедикта святые девицы были помилованы.
И сейчас, братья и сёстры, за общей вселенской панихидой мы с вами вознесём наши молитвы о всех усопших сродниках наших. Чтобы всемилостивый Господь простил бы прегрешения нашим усопшим и водворил бы их в местах светлых, в местах злачных, в местах покойных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий. Там всегда жизнь вечная.
Вечная память всем усопшим сродникам нашим. Вечная память, вечная память, вечная память! Всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)