Чтобы стать настоящим мультипликатором нужно воспитать в себе трудолюбие и усидчивость. Вначале ребятам было тяжело. Многие навыки приобретались прямо на занятиях в студии. Как правильно держать ножницы и вырезать фигурки по контуру. Как правильно разводить краску и с каким нажимом работать кистью, чтобы получалась аккуратная линия. С чего начинать, рисуя фон. Тренировались работать с пластилином. Учились смешивать цвета. Постепенно учились тому, что нужно всё доводить до конца. Уже стало привычкой содержать рабочее место в порядке.
Если мультфильм требует озвучивания, то не обойтись без актёрского мастерства. Нужно уметь выражать эмоции и правильно передавать голосом то, что происходит на экране. Поэтому проводятся театральные разминки. Один и тот же текст произносится с той эмоцией, которая задана руководителем.
А также применяются тренировочные задания в рисунке. Такие занятия вызывают радость и превращают задание в интересную игру.
Считаю, одним из достижений стало то, что ребята научились смешивать оттенки красок. Использовать цветовые переходы в рисунке. Ведь чистый открытый цвет не всегда хорошо смотрится в мультфильме. И они умеют подбирать цвет для создания персонажей и фонов мультфильма.
Рабочее пространство кабинета еще в начале занятия мы делим на несколько рабочих зон. В каждой группе ребят назначаются главные. Они управляют слаженностью работы внутри маленькой группы. Распределяют работу так, чтобы никто не расстроился и мог выполнить задание. Кто-то лучше рисует фоны, кто-то аккуратнее вырезает фигурки персонажей. Кто-то способен внимательно и чётко провести съёмку. Даже если что-то не получилось, то ребята поддерживают друг друга и помогают. На сегодняшний день студия работает как слаженный механизм. Это позволило добиться большей плавности в движении в кадре. Если в начале работы студии одна секунда мультфильма составляла 4-6 кадров. Получались рваные, резкие действия. То, сейчас мы уже перешли к стандартам «Слюзмультфильма» и делаем 8-12 кадров в секунду. То есть, наши герои на экране движутся плавнее и естественнее.
А теперь о мультфильмах: в студии ведётся работа во многих техниках. Я расскажу о некоторых из них.
Песочная мультипликация. В её основе — работа с сыпучими материалами. Картинка создаётся на тонком слое песка, который подсвечивается снизу при помощи рук и кисточек. Работать нужно покадрово. То есть сразу после съёмки, вносится небольшое изменение в картинку и делается новый кадр. Если что-то будет смещено, затёрто или еще как-то повреждено, то рисовать мультфильм придётся заново — с первого кадра.
Пиксиляция — молодая техника. В ней актёрами выступают сами студийцы. Как и в других техниках, в каждый новый кадр вносится маленькое изменение. Делается микродвижение и выполняется фотосъёмка. При монтаже выходит причудливое, кукольное движение людей на экране.
Одним из основных видов анимации, который опробовали и полюбили в студии стала техника перекладки. Кукольная анимация чем-то напоминает пиксиляцию и тоже выполняется покадрово с внесением небольших изменений. Кукол делают воспитанники студии из глины и пластилина. Глиняные фигурки расписывают вручную. При работе с объёмными персонажами ребята учатся правильно выставлять освещение и размещать декорации.
Техника рисованной перекладки требует кропотливого труда по созданию бумажных марионеток. Каждая фигурка должна быть тщательно прорисована. Иметь хорошо закреплённые подвижные части, чтобы можно было показать движение в кадре. Эта техника только кажется самой лёгкой. На самом деле, она требует усидчивости и терпения. Умения аккуратно двигать персонажа в кадре, не нарушая целостности картинки. А также внимательного отношения к съёмочному станку. Который оснащен несколькими рядами стёкол.
И это лишь малая часть техник, в которых мы работаем. В планах освоить компьютерную анимацию. Ведь наши воспитанники участвуют в фестивалях и конкурсах различного уровня наравне со всеми. В наших архивах уже не одно завоёванное призовое место.
Это очень тезисно о нашей работе, которую сложно вместить в слова, так как в нашей студии, в нашей Алчевской духовной лечебнице приоритет отдаётся духовному диалогу души с душой. И вся методическая и технологическая работа – это всего лишь поверхностный слой, под которым рождается творчество на уровне души.
Вы можете просмотреть наш обзорный ролик, который мы специально даже не озвучили сопроводительным текстом, чтобы вы прислушались к отклику своей души и состоялась та самая Встреча вас истинного с нами, с нашей мультстудией, с нашими воспитанниками, с Алчевской духовной лечебницей, с некоторыми гранями нашей большой души:
Анна Корсун, зав. мультстудией при АДЛ