Существует немало предрассудков, заблуждений и мифов о детях, у которых выявлен синдром Дауна. Что самое интересное, мифы порождают как раз те люди, которые лично не сталкивались с данной проблемой. Откровенно говоря, меня поражает, что большинство людей считает детей с таким синдромом обузой. С чего они это взяли? Боятся ответственности? Не хотят заниматься своими детьми? Что же привело их к такому выводу? Самые распространенные мнения среди людей о детях с синдромом Дауна: «Они не будут хорошо ходить и не смогут реализовать свою личность. Не научатся говорить с одногодками на понятном языке. Не будут никого узнавать, потому что не запомнят. Они не научатся ничему новому, потому что плохо понимают и плохо воспринимают».
В некотором смысле, эти суждения можно назвать верными, но лишь в тех случаях, когда родители или общество отказываются от развития и воспитания такого ребенка.
Так же, широко распространено мнение о том, что синдром Дауна – тяжелая и неизлечимая болезнь, но если хорошенько в этом разобраться, то окажется, что это набор признаков, которые характеризуются, как синдром и нуждаются в грамотной психолого-педагогической коррекции.
Не понаслышке знает воспитанница Алчевской духовной лечебницы, Ангелинка*, и ее мама, о том, что эти признаки поддаются изменениям. Мама со своей дочуркой без веской причины не пропускают ни одного коррекционного занятия в духовной лечебнице, и это, учитывая, что их семья живет в населенном пункте, который находится в пятнадцати километрах от Алчевска, тем более, в период войны на Донбассе! Здесь вспоминаются слова из детской песенки: «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной… », — ведь так оно и есть, занятия в лечебнице Ангелина посещает, какая бы погода за окном не была. Даже в самую пасмурную погоду, когда настроение можно назвать серым, девочка, перед тем, как начать занятия заходит в кабинет, чтобы поздороваться со всеми. Она пока не может сказать «Привет», но мы понимаем, что это её сердечное приветствие, от которого на сердце у всех становится теплее, а девочка, подобно жизнерадостному солнечному лучику, согрев всех вокруг себя, спешит на свои уроки.
Ангелина ходит на коррекционные занятия к разным специалистам, она уже знает, где чей кабинет, какое занятие будет следующим. Например, в спортивном зале, на занятиях по физической реабилитации, сидя на кушетке, девочка показывает, что дальше у нее массаж – ложится на живот, подпирает ручками голову. Психологов она показывает, произнося слово «мяу», реабилитолога – массирует пальчик, а логопеда показывает, широко открыв ротик и произнося букву «А», как педагог учит ее на занятии. В сухом бассейне с шариками легко может различать цвета и даже называет их, произнося первые несколько букв названия цвета, а иногда и всё слово целиком. Сама стремится общаться и налаживать контакт, с удовольствием поддерживает игру. Например, успешно передаёт реабилитологу мячики, чтобы та тоже могла ими поиграть, и при этом обязательно всматривается в настроение собеседника, как будто одаривая солнышком своей души! Вот такие они – наши солнечные дети!
Регулярные комплексные занятия в Алчевской духовной лечебнице, труд мам и старания самих детей разрушают стереотипы, которые были приведены в самом начале. Мы радуемся каждой маленькой победе наших воспитанников, ведь любой успех сейчас – вклад в их будущее, в котором ребят ждут большие победы!
*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности
Волонтёр лечебницы, Анна Корсун