Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Слово Божие, назидает нас с вами своими душеспасительными истинами. В то же время слово Божие показывает нам с вами и путь ко спасению. А поэтому хранительница Священного Писания Святая Церковь и призывает нас с вами, чтобы мы всегда следовали за словом Божиим. Вот и сегодня для нашего христианского назидания, Святая Церковь за Божественной Литургией предложила нам с вами Евангельское чтение, в котором повествуется об исцелении Господом нашим Иисусом Христом слепца, который просил подаяние у стен города Иерихона. Как только слепец услыхал, что приближающаяся толпа сопровождает Господа Иисуса Христа, он стал громко взывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». Его просили умолкнуть, а он ещё горячее взывал к Иисусу Христу, прося Его помощи. Иисус Христос повелел подвести слепца к Нему, и слепец, веря в благодатную силу Иисуса Христа, просил Его даровать ему зрение. Иисус Христос совершил чудо, сказал слепцу: «Вера твоя спасла тебя». И слепец получил и исцеление, и отраду.
И нас с вами, братья и сёстры, часто посещают скорби, болезни, различные тяжёлые испытания. И мы с вами также обращаемся к Богу с просьбой об исцелении от телесных недугов. Но не сразу мы с вами получаем исцеление, как не сразу получил исцеление и слепец, о котором сегодня рассказывается в Евангелии. Господь не сразу откликнулся на его просьбу, хотя Господь, как сердцеведец, Он знал нужду слепца. А если Он медлил исполнить его просьбу, значит, Господь испытывал веру слепца.
Ведь, братья и сёстры, Господь Иисус Христос никого не принуждает к вере. Господь не решается лишить нас того, что вложено в человеческую природу — это свобода каждого человека. Ведь наоборот, Господь Иисус Христос, научая нас с вами вере, говорит: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам».
Именно такая вера укрепляла святых апостолов, укрепляла и святых мучеников, одухотворяла и угодников Божиих. Эта вера и сейчас спасает тех людей, которые с крепкой верою обращаются к Богу. А вот какие примеры из жития святых, из истории Святой Церкви мы с вами рассмотрим.
Из книги «Отечник» святого игумена Марка Лозинского. В 1246 году хан Батый вызвал к себе Черниговского князя Михаила и потребовал от своих волхвов, чтобы великий князь перед тем, как войти в палату ханскую, прошёл через огонь. Также он должен был поклониться солнцу и истуканам. А великий князь ответил: «Я христианин, мне не подобает кланяться твари». Великому князю было предложено или же поклониться хану, или принять мученическую смерть. Князь принял второе. И не смотря на то, что с князем были ещё близкие люди, которые уговаривали его не губить себя, великий князь приготовился к христианской смерти и вкусил её.
В 1270 году другой князь, Роман Рязанский, был оклеветан в орде, что якобы он поносил хана и его веру. Хан отдал князя татарам. Татары сначала начали склонять князя к татарской вере, но князь не только не соглашался, но начал исповедовать и говорить, что воистину христианская вера святая, а татарская — поганая. Озлоблённые татары вырвали язык у князя, а затем заткнули ему уста и по суставам изрезали его всего на куски. Вот так у нас на древней Руси была развита любовь к христианской вере.
А теперь послушаем, что рассказывает нам с вами игумен Марк Лозинский. У одной бедной вдовицы было двое детей, сын и дочь. Сын ушёл в пустыню и принял монашество. А сестра по бедности совершила преступление, и князь города решил предать её смерти. Мать рвала на себе волосы, пришла к князю и говорит: «Князь, если ты хочешь убить мою дочь, то и меня вместе с ней убей, мне не на кого надеяться, кроме дочери, мне некому даже и подать воды напиться. Был у меня один сын, да и тот ушёл в монашество и проводит святую жизнь». А князь, услышав слово «святая жизнь», да и говорит матери: «Так вот пойди, позови и приведи своего сына, о котором ты говоришь, что он святой, приведи, да пусть он и помолится за свою сестру, и тогда я отпущу дочь». Мать пошла к сыну, рассказала ему волю князя, а сын ответил ей: «Мать, если и тебя вместе с дочерью отдадут хану, я всё равно монастырь не оставлю, потому что я уже умер для мира». Сколько мать не упрашивала сына, он не соглашался, мать начала упрекать своего сына. Возвратилась к князю, а князь говорит: «Ну что привела сына своего, о котором ты говорила, что »он святой»?
– Князь, да не какой он не святой, я ему рассказала свою волю, а он мне ответил, что если ты и меня с дочкой убьешь, он не придёт к тебе.
Князь ответил: «Знаешь что, мать, если бы ты сына привела сюда, я бы всё равно дочку твою не отпустил бы, но, поскольку сын твой не пришёл, я верю, что он святой человек и он обо мне молится».
Поэтому, братья и сёстры, пусть святая, горячая, пламенная вера и наша надежда на милость Божию не оставляет и нас с вами прославлять имя Святой Троицы! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)