Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. В сегодняшнем Евангельском чтении за Божественной Литургией нашему вниманию были предложены Заповеди Божии.
У евангелиста Луки в шестой главе тридцать пятого стиха мы слышали с вами следующие слова: «Любите врагов ваших, благотворите им; взаймы давайте, не ожидая обратной отдачи». Как мы с вами, братья и сестры, должны понимать слова о любви к нашим врагам?
Мы должны с вами молиться о наших врагах, мы должны с вами говорить о них только с хорошей стороны, мы должны с ними обходиться мягко и ласково. Мы должны врагам нашим делать только добро. Мы с вами должны охранять врагов наших от опасностей. Мы должны помогать нашим врагам в их нуждах. Но полностью понять вопрос сегодняшней евангельской заповеди о любви к нашим врагам мы сможем только тогда, когда перед нами будет явный образец. Имея такой образец, мы этот вопрос можем рассматривать со всех сторон.
Много видов милосердия есть, по которым нам Бог может простить наши грехи…
Такой образ нам рисует священник Григорий Дьяченко в книге «Церковная симфония для священника». Иерей Григорий Дьяченко говорит, что один христианин в Африке был продан в рабство. Из Африки он был привезен на один из Индийских островов для работы. Но этот христианин настолько вёл себя хорошо, что хозяин поставил его управляющим своего хозяйства. Однажды хозяин возымел желание купить для своей плантации двадцать невольников, и он поручил это христианину — управляющему. Христианин, на рынке отбирая невольников, среди них увидел бедного, старого, совсем изнемождённого человека, который не был способен ни к какому труду. Управляющий как-то особенно отобрал этого человека себе. Хозяин был удивлен таким выбором управляющего и не хотел покупать человека, неспособного ни к какому труду, но управляющий, долго и долго упрашивал хозяина купить этого человека. Хозяин согласился.
Когда всех невольников отослали на работу, то хозяин начал замечать, что управляющий по особенному относится к этому больному, изнеможденному человеку. Во-первых, он взял его в своё жилище, положил его на свою постель, кормил его от своего стола. Когда было сыро, холодно, он выводил его на солнце греться, когда было очень жарко, он сажал его под тень дерева. Хозяин подумал, что управляющий встретил какого-то своего родственника и спрашивает у него: «Скажи, пожалуйста, кто этот старик тебе? Не отец ли он тебе? »
— Да нет, хозяин, он мне не отец.
— Но, может, он брат тебе?
— Да нет, хозяин, он мне не брат.
— Но, может быть, родственник?
— Да нет, хозяин, я не только с ним не состою в родстве, но даже и в дружбе.
— Так почему же ты так относишься к этому человеку?
— Хозяин, да он враг мой, это он меня в Африке продал тебе, а Священное Писание говорит: «Если враг мой голоден, я его должен накормить, если враг мой жаждет, я его должен напоить».
Вот, братья и сестры, как мы с вами должны относиться к нашим врагам. Заповедь сегодняшняя Евангельская, она тяжела для нашего исполнения, эта заповедь некоторым кажется не только неосуществимой, но даже неестественной. И всё-таки мы с вами сейчас должны найти такие побуждения, которые будут нам говорить, что заповедь любви к врагам исполнима.
Среди форм милосердия, самая лучшая форма, — это любить наших врагов
Итак, братья и сестры, мы с вами должны знать, что наш враг — он такой же человек, как и мы, он, наш враг, он ближний наш человек, его любит Господь, ибо Господь и за него пролил на Кресте Свою Честнейшую Кровь. И Бог готов излить на этого человека, нашего врага, Свою милость в любое время, в любую минуту, лишь только бы этот человек был достоин этой милости. И если это так, братья и сестры, какое же мы имеем право с вами зложелательствовать врагу, когда наш враг имеет своим покровителем самого Бога. А если мы будем зложелательствовать, будем строить ему козни, мы этим ничего не добьёмся, потому что враг наш будет нам отвечать тем же, и к одной беде ещё присоединятся многие беды.
А если мы с вами будем обходиться по-христиански, то мы, возможно, даже обретём в этом враге друга, который нам окажет не одну милость. И мы не должны удивляться, что на первый раз враг наш злой. Работники в зверинце свидетельствуют, что все пресмыкающиеся, злые звери, змеи, и те привыкают, питают расположение к тем людям, кто кормит их, кто их поит, кто за ними ухаживает. Так же, если мы будем относиться к нашему врагу по-христиански, то и мы в нашем враге сможем обрести самого лучшего друга, и какое это счастье нам с вами будет. А больше мы должны помнить о своей награде, которую Господь обещает людям, которые будут любить своих врагов.
«И награда ваша будет многая, и вы сынами Всевышнего наречётесь». А блаженный Августин говорит: «Много видов милосердия есть, по которым нам Бог может простить наши грехи, и среди этих форм милосердия, самая лучшая форма, — это любить наших врагов». Что мы с вами можем на это сказать? Дивны дела Твои, Господи, — всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Схиархимандрит Кирилл (Михличенко)