Сегодня пойдет речь о терапии искусством и трёх старших воспитанниках Алчевской духовной лечебницы, о том, как они себя видят, что для них важно и о чём мечтают.
Задание для каждого из ребят состояло в том, чтобы нарисовать себя и своё окружение.
Цель нашего занятия: работа с собственным «Я», с внутренним мироощущением, и фокусируется на самом процессе творчества.
Андрей Терещенко
С первого взгляда не скажешь что Андрей послушный в плане выполнения задания. Мы начали песочную анимацию с презентации своего имени. Андрей робко, стеснительно украшал своё имя, очень неуверенно поначалу, но когда вошел во вкус, пределов для фонтанирования эмоций больше не было, то есть сразу открылась вся гамма яркой эмоциональности. Далее Андрей рисовал себя и окружающий мир. Себя он изобразил маленьким и незащищенным, но остальных членов семьи, домашних животных, друзей нарисовал равными и большими. Вокруг себя изобразил цветы и уточнил, что очень хочется красоты и тепла, есть и мечты: машина, собака, уютный дом и отдых на море. Андрей любит семью и друзей, талантливый парень, с неограниченными ресурсами доброты и душевного тепла.
Завершили занятие, с удовольствием играя в «Песочную кляксу».
Анастасия Курчукова
Скромная, нежная, добрая, немного боязливая, но цельная личность. Настя всегда изображает себя на краю рисунка, и нуждается в поддержке. Рядом с собой Настенька изобразила Духовную лечебницу, пояснив, что она играет очень большую роль в ее жизни. Именно в лечебнице Настя чувствует себя радостно, хорошо и расслаблено. Все рисунки Настюши говорят о её огромной внутренней энергии и позитивном подходе к жизни.
Во время песочной анимации мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость, линии, размеры, фон, понимание контекста. Уделяем внимание эмоциональным и телесным ощущениям, возникающим воспоминаниям. И конечно, стараемся показать каждому нашему воспитаннику, каким потенциалом он обладает, как проживает свои эмоции во время занятия, и передает их в своей работе, как можно становиться хозяином своей жизни и развивать свои внутренние ресурсы.
Павел Куликов
Паша всегда в хорошем настроении, готов поддержать и помочь своим друзьям в любую минуту. Целеустремлённый, внимательный, ответственный.
Павел украсил свое имя сдержано и минимально, но в отличие от других ребят само имя написал крупными буквами. Себя также нарисовал крупно, в центре среди родных — признак уверенной личности, чувствующей себя в безопасности. Паша очень любит искусство. К своему рисунку он добавил розы из изолона, которые делал с друзьями в мастерской, бисер и вышитую лентами картину. Павел талантливый и творческий парень, искрит идеями и быстро их старается реализовать. Его мечта — водить автомобиль, и он искренне верит в то, что хотя бы в каком-то виде это обязательно осуществится.
Наверное, пора просить у друзей лечебницы построить мини парк с несколькими электромобилями для вождения нашими особыми подопечными.
Завершили занятие «Песочной кляксой» в игровой форме, но даже тут Паша не устоял, и дорисовал детали. Из кляксы у него вышла бабочка, для которой Паша, недолго думая, нарисовал траву и гриб, добавил облака и цветы.
Мы не вмешиваемся в работу учеников без их согласия. Мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: «что сейчас происходит? что ты чувствуешь?», и никогда не высказываем оценочный комментарий по поводу работы. Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний мир автора. Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему, и это прекрасно. Каждый наш воспитанник – прекрасен и неповторим! Каждое занятие – приносит свои плоды добра, любви, заботы и творческого самопознания. Так проходит каждый день в любой из мастерских Алчевской духовной лечебницы.
Екатерина Заикина, педагог АДЛ