Театр – это таинственный мир искусства, имеющий тонкую терапевтическую грань. Это также такое драматическое пространство, в котором можно не только развивать свои способности, но и открывать в себе непознанный творческий потенциал.
Занимаясь развитием театрального мастерства и образного мировосприятия с воспитанниками Алчевской духовной лечебницы, мы в каждом стараемся аккуратно приоткрыть то, что многие просто боятся проявлять, не ведая себя и кладовых своей души. А это, в первую очередь познание богатства эмоциональных проявлений и понимания эмоций других людей, чувство свободы самовыражения и легкости игры в ритуале сцены, ощущение спокойствия перед малознакомой публикой и умение передать драматическую импровизацию. А ещё для нас важно просто играть, потому что эти ребята в силу медицинских диагнозов, были лишены обычной дворовой игры и становления своего внутреннего опыта, то есть мы учимся понимать жизнь не только внешне, но и изнутри. В нашей театральной мастерской уже наработана определённая динамика и самоощущение в роли. Мы даём почувствовать каждому ребенку, что он сможет многое, даже если его интерпретация будет особенной, исходя из его индивидуальности.
В начале занятия происходит традиционная актёрская разминка, проделываются различные упражнения, направленные на рабочий разогрев и оттачивание актёрского мастерства. Затем мы обсуждаем сказки, мультики или фильмы, главные герои которых напоминают нам наше состояние в этот день, и выбираем общий сюжет, наиболее подходящий для всей группы, чтобы попробовать его спонтанно обыграть, завершая работу «обратной связью» и «работой над ошибками». Также мы любим заканчивать занятие общей песней или проигрыванием детской песенки на любительских инструментах нашего непрофессионального театра. И, конечно же, мы хотим когда-нибудь сыграть настоящий спектакль! Спектакль является трудом первоначальных основ, прочным фундаментом заложенных на наших обучающих занятиях. Например, мы уже опытно знаем, что легче скрыться за костюмом и словами, и куда важней передать образ без слов, пластикой тела и мимикой.
Помнится, как на самом первом занятии мы знакомились с эмоциональной пластикой и палитрой чувств. Каждый пробовал передать различные эмоции, а все остальные ребята отгадывали. Спустя три недели, дети начали давать великолепные результаты. Усложнялись задания и мы постепенно научились передавать на сцене не только эмоции, но и изображать воображаемый предмет, чтобы аудитория с уверенностью могла отгадать. Шаг за шагом, домашнее задание за заданием, и результат уже виден на лицо. Казалось бы, что это за простые задания? Но, как и все в этом мире, самое гениальное и есть простое. Так и упражнения, которые мы выполняем на занятиях.
Еще хочется добавить, что огромную роль в развитии театральной студии для юных артистов с ограниченными возможностями играет весь коллектив актёров. Те задания и упражнения что мы выполняем, делает детей более сплоченными между собой, появляется поддержка друг друга, что, несомненно, заставляет всех чувствовать себя еще уверенней.
Постепенно переходя из разряда упражнений на внимание, раскрепощение, фантазию и пластику, ребята осваивают еще и артикуляционную гимнастику, пробуют немного дикцию. Благодаря этому, они выражают более свободно свою роль на сцене. Их лица наполняются гаммой чувств и передают заданные образы, без лицевых зажимов.
Вокруг нас множество негативных факторов, которые влияют на каждого изо дня в день, тем более, когда вокруг война, а жители региона АТО переживают тяжелейшее состояние затянувшегося посттравматического стресса. Детям и инвалидам еще сложней, учитывая незащищённость и подорванное доверие к миру, что невротизирует и без того хрупкую личность ребёнка. И потому так важно дать возможность дистанциирования от ужаса переживаемых событий и погружения в классическое чудо игры. Пишите нам, мы будем рады дружескому сотрудничеству Театров Особых Актёров!
Кирилл, волонтёр театральной студии АДЛ
Реквизиты для поддержки Алчевской духовной лечебницы находятся здесь.