Комплексные занятия в Алчевской духовной лечебнице посещает с ноября 2015 года.
Основные показатели развития ребенка на ноябрь 2015 года.
Слабое речевое развитие.
Не знал названия всех частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Не знал назначение частей тела (не отвечал на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
На вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывал на пальчиках. Знает название основных цветов.
Не рассказывал связно по картинке знакомую сказку. На начало проведения занятий не знал содержания известных детских сказок, соответствующих данному возрасту. Не передавал словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
Ошибался при различении правой и левой сторон.
Слабо развиты самостоятельные бытовые навыки.
Слабое физическое развитие. Ребенок часто болеющий.
Слабо развита общая и мелкая моторика.
Имел слабое представление об окружающем мире.
Слабая концентрация внимания.
Память избирательна.
Реальный психологический возраст на ноябрь месяц — 2 года.
Цели психо-коррекционной работы:
— Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью.
— Развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка.
— Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.
— Укреплять взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.
Основные направления занятий:
1. Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром
с помощью дидактических игр расширялось и формировалось представление об изменчивости погоды, знакомили ребёнка с признаками разных времен года (в зависимости от текущего).
Учились различать знакомые овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Знакомились с понятием «одежда», обувь. Учились различать одежду для девочек и мальчиков. Учились определять специфику одежды в зависимости от времени года.
Знакомились с предметами посуды и её назначением.
Изучали названия предметов мебели и ее назначение.
Вводили в активный словарь обобщающие слова одежда, обувь, мебель, посуда.
Формировали представление о зиме, как о времени года. Закрепляли знания о зиме и зимних забавах.
Знакомились с праздниками, давали представление о традициях празднования: наряжать елку, дарить подарки и т.д.
Давались представления о домашних животных: кошке, собаке, корове, лошади, козе, свинье (части тела – голова, туловище, лапы, хвост, глаза, уши, нос, рога). Учились узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражание). Знакомились с повадками и образом жизни животных.
Знакомились с домашними птицами: курица, петух, гусь, утка, индюк. Учить узнавать знакомых птиц по их голосам (звукоподражание).
Знакомились с дикими животными: зайцем, ежом, медведем, лисой (строение, образ жизни)
Учили детей называть по именам маму, папу, бабушек, дедушек. Знакомились с составом семьи.
Знакомились с основными профессиями людей.
Знакомились с перелетными птицами (особенности внешнего вида, время прилета, причины перелета птиц). Знакомились с насекомыми, особенностями их внешнего вида, повадками и образом жизни.
Узнавали названия наземных видов транспорта. Закрепляли знания о внешнем виде машин (части-колеса, руль, двери, окна) и их назначении, знакомились с правилами поведения на улице и в транспорте.
Учили согласовывать «один», «много» с существительными в ед. и мн.числе
Учились различать два эмоциональных состояния: грусть и радость, учились изображать эти эмоции при помощи мимики. Учились фиксировать свое эмоциональное состояние в словесной форме. Учились понимать причины возникновения эмоциональных состояний. Учились определять настроение по внешним проявлениям. (На примерах детских сказок, мультфильмов).
На примерах сказок учились доброжелательному отношению друг к другу.
2. Формирование элементарных математических представлений:
Признаки и свойства предметов; один и много; группировка предметов (умение объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы; понятия много-мало; понятия пустой-полный; сравнение групп предметов по количественному признаку (развитие внимания и восприятия); сравнение предметов по величине; счет до 5; понятие «пара» (формировать представление о парных предметах); понятие «столько же»; понятие «поровну»; понятия «больше», «меньше».
3. Сенсорное развитие
Формировалось представление об основных цветах, фиксировали внимание на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов. Вводили в активный словарь название цветов. Знакомились с понятиями горячее и холодное, «твердый-мягкий». Учили различать на слух звуки детских музыкальных инструментов, учились различать характер звука «тихо-громко». Знакомились с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Учились соотносить их формой предметов. Учились воспринимать величину – большой, маленький, самый большой. Учились дифференцировать в ходе практической деятельности объемные формы: шар, куб. Учились находить предметы заданной формы и называть их: шарик, кубик. Знакомились с понятиями «вверху – внизу». Складывали пазлы.
4. Развитие моторики
Учились выполнять движения пальцами по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Учились поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. Запоминали знание названий пальцев. Учились закрашивать лист с ограничением поверхности. Учились выполнять движения кистями рук, используя карандаш по подражанию. Учились выкладывать контур предметов. Учились бросать мелкие предметы в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепоть. Учились выполнять работу в технике «мозайка». Учились закрашивать силуэт предметов, не выходя за контур. Закрепляли представление о сенсорных признаках предметов. Учились застегивать и расстегивать пуговицы, замочки. Учились выполнять движения разноименными руками одновременно.
В конце года ребёнок показал следующие результаты:
Ребенок называет свое имя; отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»; Показывает и называет основные части тела и лица; выделяет по обобщающему слову предметы. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях ; знает их назначение; определяет по изображениям два времени года: лето и зиму; определяет на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику одежды в зависимости от времени года; адекватно ведёт себя в знакомых ситуациях на прогулке, на занятиях, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира. Умеет считать до 5 (количественный счет); умеет сравнивать множества по количеству, обозначая словами больше, меньше, поровну; умеет выделять 3 предмета из группы по слову; умеет различать свойства и качества предметов. Складывать разрезную картинку из 4-х частей; выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, цвет, величина, вкус) иногда еще при помощи взрослого. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху, внизу, впереди-сзади); называет в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов. Умеет выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову; с помощью взрослого проводит карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины; с помощью взрослого проводит непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз; умеет выполнять по показу отдельные приемы самомассажа; умеет показывать и называть по просьбе взрослого указательный и большой пальцы, остальные показывает; с помощью взрослого выполняет определенные действия с мелкими предметами (сортирует) , выкладывает по контуру, перекладывает в емкость).
Мальчик на занятиях проявлял любознательность, любопытство. Испытывал эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Приветливо, доброжелательно, себя вел. Интересовался действиями взрослого, в основном отвечал, если о чем-то спрашивают. Проявил интерес к рисованию, лепке. Эмоционально сопереживал персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов.
Рекомендуется продолжить корекционные занятия с сентября.
За основу взята программа Корниловой О. А. и Трушниковой Е. В.
Инна Сидорова, психолог Алчевской духовной лечебницы