Нажмите ESC, чтобы закрыть

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

Проекты Елизаветы (Элеоноры) Дьяченко

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 2)

Администрация лечебницы:

+7(959) 108-62-30, +7(959) 193-31-97
Тел./Viber: +7(959) 542-31-85
WhatsApp/Telegram: +7(985) 781-41-77

Развитие диалогической речи у детей в Алчевской духовной лечебнице

В норме развитие речи ребёнка происходит автоматически: в процессе  совместной деятельности со взрослыми на основе подражания. Это важнейший биологический механизм, на основе которого происходит обучение. Сначала  у ребенка развивается неречевое подражание, затем  формируется речевое подражание. Родителями и педагогами в процессе всех бытовых, режимных, учебных моментов используется  особый речевой режим: на начальном этапе, когда нет речевого подражания режим одностороннего диалога, затем – «режим диалога».

Что такое «односторонний диалог»?  Взрослый не просто комментирует то, что происходит и называет предметы, а потом обращается к ребенку с вопросом. Речевой режим реализуется в течение целого дня при проведении всех режимных моментов. Для детей 2-4 лет – это наиболее эффективная форма стимуляции речевого развития.

Правила проведения речевого режима

  1. Говорим только о том, что делаем. Говорить надо только о том, что происходит в данный момент, а не то, что происходит за окном, происходило вчера и т.д.. Например, взрослый сообщает ребенку о том, что они будут делать и задает вопрос: делает паузу,  давая возможность ребенку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребенок или нет, произносит правильный образец. Например, взрослый говорит: «Мы идем гулять. Куда мы идем?…(пауза) Гуууляяять, идем гулять, гулять. Как мы пойдем гулять?… Топ-топ, топ-топ, иидееем гуууляяять».
  2. Даем речевой образец. Когда ребенок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребенка, не используя слов «скажи, повтори». Например, если ребенок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребенок говорит «дай», или «да» вместо «дай», то взрослый продолжает утрированно и четко фоном произносить это слово  и добавляет другое простое слово: дай пить, дай  ам-ам и т.д.
  3. Альтернативные вопросы. Когда ребенок обращается ко взрослому, тот обязательно задает вопрос: «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: что ты будешь, молоко или хлеб.
  4. Говори мало, четко артикулируя, утрированно. Когда взрослый говорит очень много, то ребенку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения.
  5. «Повторение – мать учения, или помни о том, как образуются условные рефлексы».

Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: мама,  папа, баба, дай,  пить, иди, хочу и т.д. если нет этих слов, то нужно сконцентрироваться на них, если простые слова есть, то повторяем по правилам речевого режима простые сочетания: хочу гулять, дай би-би, надо спать и т.д.

Главное условие для  проведения логопедической работы

Если у ребенка сформированы психологические предпосылки, он вступает в совместную деятельность со взрослым и способен подражать, значит, мы его можем обучать, применяя логопедические методики. Это главное условие для любого обучения и в том числе для проведения логопедической работы.

Если эти механизмы не сформированы или недостаточно сформированы, то требуется вмешательство психолога или адаптации логопедических методик, продление подготовительного этапа.

В своей работе как с неговорящими, так и с плохо говорящими детьми я использую методику Новиковой – Иванцовой Т.Н. Благодаря ей, у детей формируется слоговая структура слова. На занятиях дети учатся слитно, плавно произносить слова сложной слоговой структуры изолированно, в словосочетаниях и предложениях, соблюдая количество слогов, типы слогов, их последовательность и ударность в слове.

Для каждого ребенка определяется индивидуальный образовательный маршрут. В зависимости от тяжести речевого нарушения работа ведется на разных этапах:  некоторые дети научились плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из открытых слогов со сменой гласных.  Другие  уже произносят слова, различают и воспроизводят ритмические  рисунки в соответствии с количеством слогов в слове и ударностью.

Далее идет работа по обучению детей слитно и плавно произносить слова основных продуктивных классов.

***

При коррекции звукопроизношения часто сталкиваемся с так называемым эффектом «кабинетной речи»: с логопедом на занятии ребенок четко произносит поставленные звуки, а вне кабинета не пользуется поставленными звуками. Конечно, речь у ребенка формируется по законам образования условных рефлексов. Звуки, слоги, слова и фразы являются устойчивыми комплексами условных рефлексов, которые образуются в результате длительно повторяющихся в определенной последовательности группы речевых раздражителей.

Для создания положительной мотивации к занятиям, способствующим длительным и многократным повторениям, необходимо использовать разнообразный дидактический материал.

Так, например, автоматизируя звук [л] в словах, я используя игру «Вобла и плотва». Дети называют слова со звуком [л] и нанизывают рыбки на веревочку. Игровой прием позволяет проговаривать большое количество лексического материала. Кроме того, в этой игре совершенствуется мелкая моторика.

Для развития фонематического восприятия, я используя д/и Аквариум», упражняя детей в определении места звука в слове.

Кроме того, для развития артикуляционной моторики, закреплению поставленных звуков используем метод сенсорной интеграции Марианны Лынской.

Сенсорная интеграция – это способность нервной системы одновременно обрабатывать информацию, поступающую  от разных сенсорных систем и моторных в том числе. Закрепляя  речевой материал, я использую тактильные, обонятельные, слуховые рецепторы. Например, автоматизируя звук в словах, я использую мандарин и бутоны гвоздики (пряности):  произнося отрабатываемый звук в слогах, ребенок втыкает бутон гвоздики в мандарин, автоматизируя звук в словах; предлагаю детям  помочь Русалочке: отыскать жемчужины  (кружочки с картинками на изучаемый звук) в соли для ванн или в кинетическом песке и т.д.

Для альтернативной организации коррекционной работы  использую кинетический песок, который кроме всего прочего является отличным релаксантом. Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность,  способствуют пополнению и автоматизации  лексического запаса. Песочница предоставляет возможность  наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Кроме того, на базе педагогической песочницы можно  успешно и динамично в атмосфере сюжетно – ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Самым  главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой  пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться  на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, — пересказ. Органическое сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.

DSC_1737_550x367 DSC_1739_550x367 DSC_1742_550x367 DSC_1745_550x367 DSC_1746_550x367 DSC_1732_550x367 DSC_1733_550x367

Лариса Смолякова, логопед АДЛ