В норме развитие речи ребёнка происходит автоматически: в процессе совместной деятельности со взрослыми на основе подражания. Это важнейший биологический механизм, на основе которого происходит обучение. Сначала у ребенка развивается неречевое подражание, затем формируется речевое подражание. Родителями и педагогами в процессе всех бытовых, режимных, учебных моментов используется особый речевой режим: на начальном этапе, когда нет речевого подражания режим одностороннего диалога, затем – «режим диалога».
Что такое «односторонний диалог»? Взрослый не просто комментирует то, что происходит и называет предметы, а потом обращается к ребенку с вопросом. Речевой режим реализуется в течение целого дня при проведении всех режимных моментов. Для детей 2-4 лет – это наиболее эффективная форма стимуляции речевого развития.
Правила проведения речевого режима
- Говорим только о том, что делаем. Говорить надо только о том, что происходит в данный момент, а не то, что происходит за окном, происходило вчера и т.д.. Например, взрослый сообщает ребенку о том, что они будут делать и задает вопрос: делает паузу, давая возможность ребенку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребенок или нет, произносит правильный образец. Например, взрослый говорит: «Мы идем гулять. Куда мы идем?…(пауза) Гуууляяять, идем гулять, гулять. Как мы пойдем гулять?… Топ-топ, топ-топ, иидееем гуууляяять».
- Даем речевой образец. Когда ребенок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребенка, не используя слов «скажи, повтори». Например, если ребенок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребенок говорит «дай», или «да» вместо «дай», то взрослый продолжает утрированно и четко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: дай пить, дай ам-ам и т.д.
- Альтернативные вопросы. Когда ребенок обращается ко взрослому, тот обязательно задает вопрос: «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: что ты будешь, молоко или хлеб.
- Говори мало, четко артикулируя, утрированно. Когда взрослый говорит очень много, то ребенку сложно вычленить из речевого потока те слова, которые доступны для его произнесения.
- «Повторение – мать учения, или помни о том, как образуются условные рефлексы».
Составить список слов для отработки и повторения в разных ситуациях: мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д. если нет этих слов, то нужно сконцентрироваться на них, если простые слова есть, то повторяем по правилам речевого режима простые сочетания: хочу гулять, дай би-би, надо спать и т.д.
Главное условие для проведения логопедической работы
Если у ребенка сформированы психологические предпосылки, он вступает в совместную деятельность со взрослым и способен подражать, значит, мы его можем обучать, применяя логопедические методики. Это главное условие для любого обучения и в том числе для проведения логопедической работы.
Если эти механизмы не сформированы или недостаточно сформированы, то требуется вмешательство психолога или адаптации логопедических методик, продление подготовительного этапа.
В своей работе как с неговорящими, так и с плохо говорящими детьми я использую методику Новиковой – Иванцовой Т.Н. Благодаря ей, у детей формируется слоговая структура слова. На занятиях дети учатся слитно, плавно произносить слова сложной слоговой структуры изолированно, в словосочетаниях и предложениях, соблюдая количество слогов, типы слогов, их последовательность и ударность в слове.
Для каждого ребенка определяется индивидуальный образовательный маршрут. В зависимости от тяжести речевого нарушения работа ведется на разных этапах: некоторые дети научились плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках (рядах) из открытых слогов со сменой гласных. Другие уже произносят слова, различают и воспроизводят ритмические рисунки в соответствии с количеством слогов в слове и ударностью.
Далее идет работа по обучению детей слитно и плавно произносить слова основных продуктивных классов.
***
При коррекции звукопроизношения часто сталкиваемся с так называемым эффектом «кабинетной речи»: с логопедом на занятии ребенок четко произносит поставленные звуки, а вне кабинета не пользуется поставленными звуками. Конечно, речь у ребенка формируется по законам образования условных рефлексов. Звуки, слоги, слова и фразы являются устойчивыми комплексами условных рефлексов, которые образуются в результате длительно повторяющихся в определенной последовательности группы речевых раздражителей.
Для создания положительной мотивации к занятиям, способствующим длительным и многократным повторениям, необходимо использовать разнообразный дидактический материал.
Так, например, автоматизируя звук [л] в словах, я используя игру «Вобла и плотва». Дети называют слова со звуком [л] и нанизывают рыбки на веревочку. Игровой прием позволяет проговаривать большое количество лексического материала. Кроме того, в этой игре совершенствуется мелкая моторика.
Для развития фонематического восприятия, я используя д/и Аквариум», упражняя детей в определении места звука в слове.
Кроме того, для развития артикуляционной моторики, закреплению поставленных звуков используем метод сенсорной интеграции Марианны Лынской.
Сенсорная интеграция – это способность нервной системы одновременно обрабатывать информацию, поступающую от разных сенсорных систем и моторных в том числе. Закрепляя речевой материал, я использую тактильные, обонятельные, слуховые рецепторы. Например, автоматизируя звук в словах, я использую мандарин и бутоны гвоздики (пряности): произнося отрабатываемый звук в слогах, ребенок втыкает бутон гвоздики в мандарин, автоматизируя звук в словах; предлагаю детям помочь Русалочке: отыскать жемчужины (кружочки с картинками на изучаемый звук) в соли для ванн или в кинетическом песке и т.д.
Для альтернативной организации коррекционной работы использую кинетический песок, который кроме всего прочего является отличным релаксантом. Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Кроме того, на базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно – ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.
Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, — пересказ. Органическое сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.
Лариса Смолякова, логопед АДЛ