Занятия в Алчевской духовной лечебнице Варвара* посещает с сентября 2015г., до сегодняшнего дня (март 2016 год).
У девочки задержка речевого развития (не говорит), нарушение эмоционально-волевой сферы (неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности, агрессивность, заходя в кабинет закрывала лицо рукой, плакала, царапалась, кричала). ЗПР — Психологический возраст соответствует развитию ребенка в 1-1,5 года.
Результаты диагностики:
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Не играет самостоятельно, не проявляет фантазию. Избегает незнакомых людей, не подражает сверстникам. Не играет в простые групповые игры. Не дает игрушки другим детям, но может забирать. Не общается с детьми и взрослыми. Элементарные навыки совместной игры наблюдаются только со старшей сестрой. Не пытается помогать взрослым (родители ограничивают ее участие в совместной деятельности).
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Пытается бегать, повторять танцевальные движения под музыку. Сидит на корточках. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. При поддержке взрослого прыгает на двух ногах. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и пластилином под наблюдением взрослого: может обсыпать себя песком, или все вокруг, пытаться есть песок. Пластилин просто мнет. Открывает крышки, не использует ножницы. Не красит пальцем, брезгливо показывает руку, чтобы вытерли. Нанизывать бусы даже при совместной деятельности со взрослым небезопасно, сразу пытается бусинки засунуть в рот. С трудом бросает мяч. Хватает катящийся мяч. Не подбрасывает вверх мяч и не ловит его двумя руками. Держит карандаш пальцами непродолжительное время, и бросает его. Не играла с конструктором, с кубиками, отбрасывала все от себя.
Не рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, не раскрашивает простые формы. Не копирует заглавные печатные буквы. Не рисует простой дом (квадрат и крыша), не рисует человека (2-3 части тела), эти навыки не развиты вообще. Не складывает бумагу. Не определяет предметы в мешке на ощупь. Не умела пользоваться шнуровкой.
ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Не рассматривала картинки. Книжки пыталась рвать. Не разбирала и не складывала пирамиду. Не опускала фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Не конструировала из кубиков по подражанию. Не складывала разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Не слушала простые рассказы. Не понимала значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Не задавала вопросы «Что это?». Не развито начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Не произносит ни слогов, ни слов. Отдельные звуки. Не определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Не знает назначение основных предметов. Не понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет роли в семье (папа, мама).
Не понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Не слушает сказки и рассказы. Не выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»).
Память – механическая, внимание – неустойчиво. Математические представления отсутствуют.
Ребенку показаны индивидуальные занятия.
Цели:
— установление контакта с ребенком и доверительных взаимоотношений;
— повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, т.е. развитие социальных навыков;
— преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
— знакомство с предметами окружающего мира;
— развитие познавательной деятельности.
Задачи:
— различать форму, цвет ( основные цвета), величину предметов, расширить ознакомление с предметами (игрушками), развивать цветное зрение ребенка;
— составлять пирамидки разных цветов из 3-х последовательно уменьшающихся деталей;
— развитие мышления; закладка математического мышления;
— развитие памяти, внимания;
— развитие восприятия;
— тренировка и развитие моторики;
— развитие чувств;
— развитие речи и ее понимания;
Развивающие занятия за период с сентября по март, строились на основе игровой деятельности. Учитывалось, что через игру ребенок познает окружающую его действительность и внутренний мир.
Изначально требовалось установить контакт с ребенком. Контакт устанавливался через музыку. Музыкотерапия — естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Услышав заводную мелодию, Варвара на интуитивном уровне начала топать ножкой и приплясывать, открыв при этом лицо. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций. Последующие занятия начинались с музыки. Необходимо было добиться у ребенка проявления интереса к занятиям, т.к. интерес – главная составляющая в развитии ребенка. Музыка способствует гармоничному развитию мозговых полушарий.
На занятиях развиваем:
Мелкую моторику – тренажер для пальчиков, пальчиковая гимнастика ( игры с пальчиками) Пальчиковые игры помогают детскому мозгу развить взаимосвязь между левым и правым полушариями и синхронизировать их работу. Чем крепче становится мостик между полушариями, чем чаще по нему проходят нервные импульсы, чем больше их скорость и активнее процессы мышления, тем более способным и внимательным будет ребенок. В каждое занятие включены игры на растяжение, расслабление и сжатие кистей, чтобы ручка развивалась гармонично. Примеры; «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Этот пальчик бабушка, этот пальчик дедушка…», «Раз, два , три , четыре, пять, вышли пальчики гулять…», «Ладушки», Сорока-белобока» и т.д. Рисование красками, карандашами( с помощью взрослого учимся держать карандаш, кисточку, окунать кисточку в воду, в краску, делать штрихи карандашом).
Логическое мышление – книжка — пазл, рамки с вкладышами, пирамидка, игра « Что в коробке?», игры с конструктором ( строим башенку, домик)
Развитие речи, окружающий мир – фрукты – овощи (карточки, наборы игрушек), животные (карточки), мягкие игрушки ( название, звукопроизношение), потешки для детей; основные цвета, знакомство с геометрическими фигурами ( карточки, наборы фигур).
Навыки обихода – развивающий куб (игры с пуговицами, шнуровки, застежки –молнии, липучки); также развивает у ребенка мышление и мелкую моторику. Игра «накорми, напои» куклу, овечку и т.д.
Также на занятиях были использованы такие игры:
1.Удовлетворение потребности в эмоциональном общении
Забота и ласка. Сидя с ребенком рядом, берем парочку мягких игрушек. Взяв ребенка на руки говорим: «Какой ты хороший, ласковый». Берем игрушку, прикасаемся к ребенку, говорим ласковые слова. От имени ребенка обращаемся к игрушке «какой красивый белый мех, какой ты хороший и т.д.». Обнять ребенка, прижав к себе, говорим ему ласковые слова.
Пожалеем зайку. Пожалейте вначале игрушку, которая оказалась на полу. Расскажем стишок про зайку, которого бросила хозяйка, сохраняя жалостливый тон. Жалеем зайку вместе. Затем нужно взять ребенка на руки и, покачивая, спеть любую песенку, которая нравится. Если ребенок не сильно сопротивляется. Телесные контакты, сочувствие укрепляют доверие. (Рекомендовано родителям играть в подобные игры с ребенком и дома).
Найди у собачки, кошечки, барашка, коровки глазки, носик. Сажаем ребенка на руки, берем игрушку, показываем глазки, носик и т.д. на игрушке и аккуратно прижимаем ладошкой лоб ребенка, а затем нос, щеки, руки, называя эти части тела.
2. Развитие движений
Толкание. Выбераем несколько предметов, которые можно толкать: игрушку или машинку. Даем команду: «Раз, два, три, толкаем!», после чего толкаем одну игрушку вперед. Это хороший способ развития силы и координации движений.
Велосипед. Сажаем ребенка на руки, берем его за ножки и напевая песенку «Мы едем, едем, едем», ножками, как будто крутим педали.
Игры с мячом. Подними мячик вверх. Подбрось его. Толкни ножкой, толкни ручкой.
3.Игры на самоопределение
Узнаешь себя? Встаем перед большим зеркалом с ребенком и спрашиваем: «кто это такой замечательный ?», «Какая хорошая девочка!» Глядя в зеркало, меняем мимику лица, придавая ему разные выражения. Машем рукой и ребенка просим сделать то же самое. Можно делать разные движения.
Прятки. Закройте глаза ладонями: «Где же Варвара?». Закрываем лицо платком. Потом закрываем лицо ребенка. Радуемся каждый раз, когда встречаемся взглядами!
4. Игра на взаимоотношения
Верни мне, пожалуйста. Садимся друг напротив друга с ребенком и даем любую игрушку: «Это тебе». После игры с ней, прошу ребенка вернуть игрушку. Можно обменяться игрушками.
5.Игры на развитие восприятия звуков
Попищим. Поем песенки, читаем потешки с ребенком, меняя голос от грубого до самого тонкого, пищащего. Читаем музыкальные книжки. Поем песенку как мышка, как кошечка, как медведь.
Игра на детских музыкальных инструментах ( бубны, барабаны, бубенцы, ксилофон, трещётки). Музыкальные игрушки улучшают музыкальный слух, память, чувство ритма, развивают мелкую и крупную моторику. Закладывают навыки невербального общения, зрительные, слуховые и тактильные способности к восприятию.
Также в коррекционной работе была применена песочная терапия.
Итог:
Заходя в кабинет к психологу, Варвара больше не закрывает лицо рукой, не плачет, не кричит. Смотрит в лицо, улыбается, по просьбе подает руки. Делаем пальчиковую гимнастику. Садится на руки. Иногда пытается обнимать. Принимает игры с мягкими игрушками, рассматривает их, гладит. Играем в прятки. Научилась подбрасывать мячик вверх, если толкаю мячик к ней, толкает его назад. Начала пытаться шнуровать, продевает шнурок в отверстия. Застегивает молнию, застегивает и расстегивает кнопки, пытается расстегнуть и застегнуть пуговицы на развивающем кубе. Рассматривает книжки, слушает небольшие музыкальные сказки, потешки. Пытается складывать пирамидку, не придерживаясь размеров колец. Стала проявлять интерес к игрушкам. Кормит куклу, барашка. Просьбу «Дай мне», «Положи сюда», «Посмотри» понимает и выполняет. Стала понимать значение многих предметов. Если что-то интересует, показывает пальчиком и вопросительно смотрит, чтобы рассказали. Проявила интерес к рисованию гуашью. Рисует мазки, рассматривает их, дает кисточку мне, чтобы я рисовала. Карандашами рисует с неохотой, быстро переключает внимание на другие занятия. Пытается подражать действиям. В песочнице любит насыпать песок в стаканчик и высыпать, делать горку. Но нужно следить, может брать песок в рот. Пускает машинки по специальной дорожке.
Очень любит музыку, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Делает подражательные танцевальные движения.
Родителям даны рекомендации по ежедневным занятиям дома, даны распечатки развивающих игр.
Рекомендуется дальнейшее продолжение индивидуальных коррекционных занятий.
*Имя ребенка изменено в интересах конфиденциальности
Сидорова Инна, психолог Алчевской духовной лечебницы