Неговорящие дети. Многие родители опускают руки, — какие средства не применяй, результата практически нет. Остается надежда на медицинское вмешательство, но и оно не всегда помогает.
- Что же делать в такой ситуации?
- Как помочь неговорящему ребенку обрести мир речи, мир человеческого общения?
В Алчевской духовной лечебнице, логопед и дефектолог используют метод Т.Н.Новиковой – Иванцовой, который применим при всех формах алалии, аутизме, осложнённом ДЦП и других диагнозах. Эффективность метода близка к 100 %.
Для формирования содержательной стороны речи, одним из самых главных параметров при порождении языковых явлений является ритм и темп. Это потом уже на ритм и темп накладывается содержательная сторона. Поэтому мы начинаем формировать ритмы и темпы, а проще говоря, — лепет, и эмоциональную основу. Особенно для русского языка важен ритм, темп и интонация. От ударения меняется содержание слова, например, зАмок, замОк. Если не будет ритма и темпа, не просто не будет плавности речи, не будет естественного разворачивания мысли.
Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своими этапами речевого онтогенеза.
Говоря о темпе и ритме мы имеем ввиду не общеизвестное чередование сильных и слабых долей. Любые явления, наблюдаемые в жизни: деятельность внутренних органов, смена дня и ночи, времен года, появление неких лунных явлений это везде ритм, везде темп. Мы говорим о колебаниях высшего порядка. Особенно важны ритм и темп при алалии и тех патологиях, с которыми мы работаем при нарушении переключения речи (нарушении организованной ритмизованной деятельности). Например, сам по себе звук «в» есть, а сказать «ва-та» дети не могут …
В методике Тамары Никифоровны Новиковой много очень действенных способов работы с неговорящими детьми. Прежде всего, следует отметить, что работа ведется с сохраненным во всех случаях тактильным каналом восприятия. Ребенок находится прижатым к матери, а она пропевает определенные мелодии, произнося гласные звуки (гуление). Ребенок через некоторое время начинает подпевать, сначала сопряжено, а после самостоятельно. Затем добавляются согласные звуки, произносятся слоги (этап лепета). Таким образом, у нас образуются слоги, произносимые в определенном ритме, формируется база языка.
В зависимости от тяжести дефекта эффект появляется через определенное время (от 2 неделей до 2-3 месяцев).
Результативность методики Тамары Новиковой радует не только педагогов, но и самих детей и их родителей, для которых Алчевская духовная лечебница открывает мир человеческого общения, в простоте, музыке пения и радости! Вот такие у нас – поющие логопеды, а с ними и вся поющая лечебница!
Лариса Смолякова, логопед Алчевской духовной лечебницы